Жиробус, гиробус [от итал. giro, греческое gyros — круг, оборот и латинское (omnibus — для всех], вид аккумуляторного безрельсового транспорта, движущегося за счёт кинетической энергии, накопленной в маховике. Некоторое практическое применение с 1955 получили электрожиробусы (ЭЖ), оборудованные маховым агрегатом, состоящим из асинхронного двигателя — генератора, сочленённого с маховиком, и тяговых электродвигателей. Раскручивание маховика ЭЖ осуществляется электродвигателем. Запасённой кинетической энергии достаточно для преодоления расстояния 4—5 км. Кпд ЭЖ не более 50%; материалоёмкость махового агрегата составляет 322 кг/квт·ч (в 32 раза больше, чем у современных электрохимических источников тока). По удельным эксплуатационным затратам ЭЖ дороже троллейбуса на 5% и автобуса на 20%. Опытные ЭЖ эксплуатировались, например, на междугородных линиях Гент — Мерелбеке (Бельгия). ЭЖ является вспомогательным пассажирским транспортом для коротких трасс, пригодным для обслуживания взрывоопасных объектов.
Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978
Жиров гидрогенизация Жиров гидрогенизация, каталитическое присоединение водорода к сложным эфирам глицерина и ненасыщенных жирных кислот; метод гидрогенизации жиров предложен Норманом и С. А. Фокиным в 1902—...
Жирование Жирование, процесс, применяемый при выделке кожи и меха с целью придания им водостойкости, мягкости, пластичности и прочности. Ж. выполняют после дубления. Вводимые в полуфабрикат жиры а...
Жировая ткань Жировая ткань, разновидность соединительной ткани животных организмов, образующаяся из мезенхимы и состоящая из жировых клеток. Почти всю жировую клетку, специфическая функция которой — ...