Брус — род булавы с призматической головой.
Брус буферный — так называются два крайние поперечные бруса рамы в паровозах и вагонах; к ним обыкновенно прикрепляют винтовые стяжки, цепи и буфера, от чего и получили название буферных. Брусья эти делаются из дубового или букового дерева, толщиной от 7 до 9 дюйм. и шириной до 18 дюйм. В паровозах на этих же брусьях устанавливаются буферные фонари, а в вагонах на них навешивают дисковые фонари.
Э. Ф.
Брус отводный системы Траппа — это дубовый брус, имеющий снизу две выемки, которыми может быть положен на обе головки рельс пути, а на верхней его стороне, начиная снизу, сделаны две косые наклонные плоскости с направляющими боками в одну или другую сторону. Брусья эти предназначены для воспрепятствования движению оторвавшихся и катящихся по уклону вагонов на железных дорогах. Брусья хранятся у сторожа, живущего вблизи начала большого подъема, дабы, заметивши катящиеся вагоны, сторож мог положить немедленно брус на рельсы. Вагоны самодвигающиеся, наскочив на положенный на рельсы отводный брус, вкатываются на наклонные плоскости бруса и, направляемые ими, скатываются в сторону. Из практики дознано, что только один, а два вагона уже редко скатываются в сторону, остальные же останавливаются, при чем получают более или менее значительные повреждения. Для этой же цели употребляются отводные стрелки и тормозная колодка (см.).
Э. Ф.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Брус охранный => Брус створныйБрус охранный., Брус подрельсный., Брус рамный., Брус створный., ...
Брус упорный => БрусбартБрус упорный., Брус, в артиллерии., Брусбарт., ...
Брусенцы => Брусилов Николай ПетровичБрусенцы., Брусилов (мст.)., Брусилов Николай Петрович., ...