Брус охранный — на некоторых значительных мостах рядом с рельсами укладывают брусья охранные, на случай схода колеса с рельсов, а на обыкновенных мостах так называются брусья, отделяющие проезжую часть от тротуаров; как те, так и другие прикрепляются болтами и бывают разных размеров.
Брус подрельсный — в начале постройки железных дорог, по американской системе, введенной в Англии знаменитым инженером Брунелем, рельсы железных путей укладывались не как теперь на поперечинах, а на брусьях продольных — подрельсных; в настоящее время брусья эти употребляются еще на мостах, кочегарных ямах, в паровозных зданиях и мастерских, а на конно-железных дорогах и под рельсы главных путей. Брусья эти бывают дубовые, буковые, сосновые и еловые — размерами от 6—9 дюйм. толщины и от 10 до 12 дюйм. ширины. Обыкновенно новые укладки осмаливаются горячей смолой, если не были ранее пропитаны одним из предохранительных от гниения составов. Для паровозных железных дорог верхняя плоскость бруса должна иметь наклон к середине в 1/20, a для конных должна быть выделана согласно профилю желобчатого рельса.
Брус рамный — так называется верхний и нижний обвязочные брусья шлюзных ворот (см. Ворота шлюзные), а также два продольных и два поперечных бруса рамы паровозов, вагонов и проч.
Брус створный — так называется вертикальный брус полотна шлюзных ворот, прилегающий плотно к другому такому же брусу второй половины ворот, когда они заперты. Размеры такого бруса определяются расчетом (см. Ворота шлюзные).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Брус упорный => БрусбартБрус упорный., Брус, в артиллерии., Брусбарт., ...
Брусенцы => Брусилов Николай ПетровичБрусенцы., Брусилов (мст.)., Брусилов Николай Петрович., ...
Брусина Спиридион => БрусникаБрусина Спиридион., Брусит., Бруслина., Бруслина., Брусника., ...