главное сочинение непримиримого противника проводимой патриархом Никоном церковной реформы. Было написано в 1672 г. в Пустозерской «земляной тюрьме», куда Аввакум был заключён после церковного собора 1666–67 гг. «Живой мертвец», ожидающий смерти в темнице-гробе, Аввакум рассказывает своим последователям о новом святом, о себе самом. Конечно, с традиционной точки зрения подобное самоопределение немыслимо, но для постоянно подчёркивающего свой традиционализм новатора Аввакума отождествление автора жития с его героем оказалось возможным (известно, что Аввакум часто уподобляет себя апостолу Павлу, а житие прямо называет «книгой живота вечного»). Так, из житийного жанра (канон которого был хорошо известен Аввакуму) вырастает развёрнутая автобиография.
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валерьяновна (1824—1883) — русская поэтесса и беллетристка. Р. в поместьи отца, чиновника особых поручений при ярославском губернаторе. Образование получила в губернском пансионе. Печаталась в «Москвитянине», «Библиотеке для чтения», «Русском вестнике», «Времени».
Лирика Ж. — «поэзия женской неволи» (Скабичевский). Основная ее тема — тягостная разлука с любимым человеком, стоящим ниже ее по сословной принадлежности и материальному достатку. «Забвенье, холод, боль пренебреженья, глубокое, немое оскорбленье, на дно души упавшее, как камень тяжелый, — все изведано глубоко». Для поэзии Ж. характерны мотивы отчаяния, горькое сознание пустоты жизни и бессилие бороться с жестокой судьбой. Не чувствуя в себе силы порвать с давящей ее атмосферой усадьбы, Ж. в то же время не пристает и к аристократическим сферам дворянства. «Средь этой ветреной, себялюбивой знати готова я рыдать неловко и некстати». Благожелательное отношение к крестьянству («Нива») и любовь к сельской природе довершают комплекс лирических мотивов Ж.
Аналогичная направленность характеризует прозу Ж. В повести «Простой случай» (1847) изображена несчастная любовь молодой девушки дворянского рода и бедного гувернера. Повести «Женская история» и «Отсталая», написанные в начале 60-х годов, выражают уже сознание необходимости самостоятельного труда для женщин. Прозаическая продукция Ж. дает богатый материал для характеристики среднепоместного патриархализма дореформенной поры.
Библиография:
I. Полное собр. сочин. в 4 тт., посмертное издание, СПБ., 1885—1886.
II. Белинский В., Сочинения, ред. С. А. Венгерова, т. XI, ст. «Взгляд на русскую литературу 1846»; Добролюбов Н., Стихотворения Ю. Жадовской, Сочинения, т. II (неск. изд.); Писарев Д., Сочинения, т. I (неск. изд.); Скабичевский А., Собр. сочин., т. II, СПБ., (несколько изд.); Иванов И., Поэзия и личность Жадовской, сб. «Почин» на 1896, М., 1896.
III. Голицын Н. Н., кн., Биографич. словарь русск. писательниц, СПБ., 1889; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910.
Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.
Жакоб ЖАКОБ Макс (Max Jacob, 1876—) — современный французский поэт и прозаик.Типичный представитель деклассирующегося мещанства. Р. в семье французского еврея-портного, в Кем...
Жаков => ЖаколиоЖаков., Жаколио., ...
Жалю ЖАЛЮ Эдмон (Edmond Jaloux, 1878—) — современный французский писатель, известен гл. обр. как лит-ый критик и постоянный сотрудник «Nouvelles Litteraires», где помещает е...