СТЯЖЕНИЕ — лингвистический термин, обозначающий произнесение двух слоговых гласных в один слог. Так. обр. понятие С. охватывает ряд явлений, отчасти получивших особые наименования в восточной и античной метрике, как:
1) пропуск первой из двух гласных, из к-рых одной заканчивается, а другой начинается два смежных слова (в античной терминологии — синереза или элизия);
2) слитное произнесение как дифтонга двух смежных гласных внутри слова (в античной терминологии — эписиналефа);
3) слитное произнесение двух гласных с изменением их качества (в древнеиндийской грамматике — сандхи). Явления С. имеют большое значение при изучении стихосложения силлабического и метрического. Стихосложение.
СУАД Хюсеин (1868—) — турецкий поэт и живописец. Р. в Стамбуле в семье чиновника. Старший брат известного турецкого писателя и политика Х. Джахида. Близкий друг и единомышленник известного писателя, одного из основателей литературы «Сервети Фюнун» Дж. Шехабеддина. Получил медицинское образование. Часть своей жизни провел в Европе, что имело сильное влияние на систему взглядов С. Начав свою поэтическую деятельность в духе старой классической поэзии, быстро перешел на сторону новой ли-тры, созданной под влиянием Запада. Когда С. жил в Европе, в литературе господствовал модернизм, но и реализм был тогда достаточно сильным литературным течением. С. был на стороне модернизма. Его романтика, сочетаясь с сентиментально-лирическим духом его поэзии, составляла ветвь того литературного течения, к-рое возглавлялось Т. Фикретом. С. был представителем литературы «Сервети Фюнун.
После младотурецкой революции 1908 С. выступил и как юморист. Под разными псевдонимами писал он тогда в журнале «Калем» (Перо). Большая заслуга С. состоит особенно в его активнейшем участии в оживлении и развитии театральной жизни Турции. Он писал комедии и организовывал драматические силы. Работал в качестве преподавателя «Дарульбеда-йи» (название драматического театра в Стамбуле), одним из основателей к-рого он был.
После мировой войны, периодически участвуя своими юмористическими стихами в анатолийских газетах, близко связался со все возраставшим национальным движением страны. Юмористические произведения С., выходившие под псевдонимом «Гавей Залим» (Несправедливый Гаве) (Гаве — имя легендарного революционера древней Персии), позднее вышли отдельной книгой под названием «Гаве дестани» (Баллада Гаве).
Значительная часть сентиментально-лирических стихов С., собранных позже в книге «Ланейи мелаль» (Гнездо печали), посвящена любовным темам. С. называли феминистом.
Прочие стихотворения С., особенно посвященные социальным темам, проникнуты скорбью о тяжелой жизни трудовых масс турецкого народа.
Библиография:
I. Ланейи мелаль (Гнездо печали); Гаве дестани (Баллада Гаве); Кирли чамашыолар (Грязное белье); Дарсе девам еделим (Будем учиться); Чюрюк темель (Гнилой фундамент); Ямалар (Заплаты) и др.
II. Хикмет И., История турецкой литературы, т. I, ч. 3., Баку, 1925; Хабиб И., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Шехабеддин Сулейман, История османской литературы, Стамбул, 1328 (1912).
Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.
Субхи Хамдулла СУБХИ ХАМДУЛЛА (Танриoвер, 1885—) — турецкий поэт, публицист, оратор. Родился в Стамбуле в аристократической семье. Отец — Субхи-паша, мать — черкешенка — пленница с Ка...
Субъект => СуворинСубъект., Суворин., ...
Суггестивность СУГГЕСТИВНОСТЬ (суггестивный) — термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обозначающее — намек, внушение, подс...