Пасквиль
ПАСКВИЛЬ в литературе — произведение, содержащее заведомо клеветнические нападки на определенное лицо и через него на группу, партию и т. д., к-рые оно представляет. Происходит слово «П.» от Пасквино, названия статуи в Риме, к которой авторы сатирических листков, нападавшие на определенных лиц, прикрепляли свои произведения. Отсюда пасквиль стал вообще обозначать клевету, часто анонимную.
П. является обычным оружием в борьбе реакционных — отживающих — классов против новых — прогрессивных. Не будучи в состоянии отстоять свои позиции в принципиальной борьбе, реакционная лит-pa, художественная и политическая, старается клеветнически очернить позиции враждебного класса путем нападок на отдельных его представителей и т. д. Так напр. русская реакционная лит-pa 60-х гг. изображала нигилистов в виде грязных, морально распущенных, невежественных людей. Пасквильный характер носят романы Лескова «Некуда», Писемского «Взбаламученное море», пьеса Л. Толстого «Зараженное семейство» и др.
Революционная и прогрессивная литература разоблачает и клеймит личность, когда ее черты воплощают в себе действительно существующие и характерные особенности класса. Таков памфлет К. Маркса «Господин Фохт», в к-ром Маркс беспощадно разоблачает клеветнические приемы либеральной буржуазии на примере одного из виднейших ее представителей. В противоположность этому П. являются многочисленные произведения буржуазии, в к-рых тенденции революционного рабочего движения выводились из вымышленных личных черт Маркса, из его будто бы честолюбия, жестокости, «еврейского происхождения» и т. п. Богатые примеры пасквильных упражнений дает антисоветская литература.
В художественной литературе повод к обвинению в пасквилянстве часто давало изображение живых современников автора. Однако портретность (хотя бы и в отрицательном освещении) нельзя считать пасквилем и недобросовестным приемом, когда личные черты современника служат материалом для художественного обобщения основных черт общественного явления. Нельзя назвать П. тургеневского Рудина из-за наличия в нем некоторых личных черт Бакунина. Но П. является клеветническое изображение нечаевцев в «Бесах» Достоевского.
Библиография:
Voigt J., uber Pasquille, Spottlieder und Schmahschriften aus der ersten Halfte des 16 Jahrhunderts, в сб. «Historisches Taschenbuch», hrsg. v. F. V. Raumer, B. IX, Lpz., 1838; Pasquin et pasquinades, «Revue Britannique», 1861, 3; Schade O., Satiren und Pasquille aus der Reformationszeit, 2 B-de, 2 Ausg., Hannover, 1863; Mary Lafon, Pasquino et Marforio, 2 ed., P., 1877; Gnoli D., Le origini di maestro Pasquino, Roma, 1890; Bedermeyer G., Schmahschrift в кн. «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», hrsg. v. P. Merker u. W. Stammler, B. III, Berlin, 1928—1929.
Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.
Пасколи ПАСКОЛИ Джованни (Giovanni Pascoli, 1855—1912) — итальянский поэт. Р. в Мауро в мелкобуржуазной семье. Рано осиротев, П. уже в 18 лет принужден был взять на себя заботы...
Пастернак ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890—) — современный поэт и прозаик. Р. в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака. Учился на филологическом отделении историк...
Пастораль ПАСТОРАЛЬ. — Термин «пастораль» (от латинского pastoralis — «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех ...