Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Классики, классический

Классики, классический

КЛАССИКИ, КЛАССИЧЕСКИЙ — не вполне определенный термин, применяемый в словоупотреблении к очень разнообразным понятиям. Возникновение термина в иностранных языках относят к делению граждан в древнем Риме по законам, приписываемым Сервию Туллию, на несколько классов соответственно их имущественной самостоятельности; при чем классиками по преимуществу назывались лица, принадлежавшие к первому и самому богатому классу (лица последнего и беднейшего класса назывались пролетариями). Именование это впоследствии было обобщено и классиком именовалось лицо, обладающее тем или иным особым преимуществом или превосходством: testis classicus значило достоверный, особо надежный свидетель, scriptor classicus классический писатель — стало обозначать еще в древности лучших писателей римской литературы ее золотого века и затем это наименование было перенесено на всю древнюю римскую и греческую литературу, как обозначение литературы, лежащей в самой основе настоящего серьезного классического, т.-е. отличного литературного образования. Поэтому же термин классический применяется к системе среднего образования, в центре которой лежит изучение римской и греческой древней литературы. Он также значит в применении к писателю просто отличный, образцовый писатель, что связывается также с представлением, что такие писатели должны быть изучаемы в классах, в школе. Так, мы говорили о классической литературе, классической филологии и т. п., разумея литературу, филологию и т. п. Греции и Рима. Второе значение привело к тому, что в каждой национальной литературе отличают своих национальных классиков.

Классическими писателями специально римского мира называют писателей времени императора Августа; в древней Греции это именование дается писателям времени Перикла. У других национальностей временами классических писателей называют — в Италии 15-ый век, период Лоренцо Медичи; у испанцев и англичан 16-ый век (Сервантес и Шекспир, как вершины) ; во Франции — XVII-ый век или время Людовика XIV, у немцев — XVIII век, особенно так называемый веймарский период Гете и Шиллера. Эти представления о классиках национальностей древнего мира и новой Европы и нашего времени в определенном словоупотреблении очень долго сливались с представлением, что классические писатели это те, которые так или иначе в своем творчестве выражают эстетические художественные начала и принципы, выведенные как обязательные для всех времен и народов из изучения античной греко-римской литературы. Из этого изучения постепенно возникла некогда, главным образом, у итальянцев, потом особенно у французов стройная и сложная система «классических» эстетических понятий, литературный «классицизм».

В русской критической литературе с 30-х гг. XIX века эта система именовалась лже-классицизмом, так как предполагалось, что принципы французского классицизма представляют собой только жалкое искажение подлинного классицизма древних греков и римлян. Одним из основных камней классицизма XVI—XVIII вв. стала теория трех единств в драме — времени, места и действия, далее — точные определения формы комедии и трагедии, в которых должны действовать: в первой — люди низкого сословия, во второй — принцы и важные господа; в первой легкий народный язык, вторая — возвышенна. Эти представления не без борьбы утвердились при явном давлении вкусов придворной среды, аристократизм которой наполнил собой теоретически выработанную схоластическую форму и лирики, и драмы. Кроме вкусов знати имело значение для торжества классицизма и прямое давление власти, в лице Ришелье. Он признал классическую теорию законом современной литературы и почти насильственно проводил ее оффициально через французскую академию. Она тогда стала литературным судилищем, отстаивавшим против личных стремлений авторов, как было, напр., с «Сидом» Корнеля, соблюдение трех единств и т. д. Решающими авторитетами были тогда признаны Аристотель, представляющий «авторитет разума и науки», и «божественный Ришелье, покровитель литературы». Теоретики этой школы враждебны как личным вдохновению и свободе поэта, который должен следовать строго предписанным формам и выбору предметов вдохновения, так и народному элементу, представляющему нечто грубое и низменное, недостойное воспроизведения. Выработка классической теории была закончена в половине XVII века и авторитетнейшим кодексом ее явилось на многие годы „L'art poetique“ Буало (1674), сочинение, установившее строгие правила для всех видов поэтического искусства, с которым считались как современники, так и потомство. Покорным учеником Буало был Расин, строгие трагедии которого представляют смешение трагедии античного мира с психологическими формами представлений и чувств, отвечающих придворным нравам XVII века. Чинному и размеренному церемониалу французского двора соответствует та рассудительность, которую устанавливает классическая теория, изгоняющая «безумие» личного вдохновения и порыва и на все налагающая иго разума и благопристойности. Но уже Мольер подверг сомнениям и осмеяниям строгую классическую теорию, упадок которой начинается одновременно с ее наивысшим расцветом, чтобы уступить место в искусстве слова буржуазной действительности, реализму, выставленному Дидро, романтизму и т. д. В России зародившаяся литература XVIII в. в лице Ломоносова, Сумарокова, Хераскова и проч. всецело приняла готовую классическую теорию, и развитие и упадок литературы параллельны движению вкусов на Западе.

Установившееся к настоящему времени употребление в русском языке слова классический — в применении, к литературе чаще всего устанавливает просто в общем смысле первенство, превосходство писателя над общим уровнем: в качестве «классических» писателей Франции в разговорном литературном языке не диво услышать названными и Корнеля с Расином с оговоркой «классики XVII века», и Гюго и Золя (классики XIX века).

«Русскими классиками» мы называем теперь поэтов, как Жуковский, Пушкин, Лермонтов и т. д., романистов — Тургенева, Достоевского, Толстого и пр., из них названные поэты имеют лишь более или менее отдаленное отношение к классической теории искусства, а романисты и тем более не связаны с «классицизмом». В этом новом словоупотреблении наблюдается, конечно, большая неустойчивость в связи с тем, как меняются литературные настроения: например, Тютчев в настоящее время все чаще относится к первостепенным классикам русской литературы с того сравнительно позднего времени, как он признан критикой и поэтическим потомством зачинателем влиятельной школы символизма. Ради более строгого разграничения понятий может быть уместно было бы условиться определять такие «классические» периоды русской литературы: 1) классики XVIII века, тесно связанные со специально «классической» строгой теорией, 2) классики сентиментальной и романтической школы конца XVII и XIX вв. (период Карамзина, Жуковского), 3) классики реалистической, лирической школы (Пушкин, Лермонтов, Фет и Тютчев), 4) классики реалистического романа от сороковых годов и до Льва Толстого и Чехова. Вообще же критика и вернейший критик — время — устанавливает, за кем из писателей недавнего и нашего времени останется то же название «классического писателя» данных хронологических дат или художественного рода.

Далее слово классический употребляется, как противоположение слову романтический, в смысле литературной школы, писателя или человека, строго держащихся каких-либо определенных правил творчества и жизни, в отличие от неимеющих такой ясной нормы; человек уравновешенный в противоположность бурно-порывистому; темперамент классика и романтика, «холодный и чувствительный» (Карамзин), Наконец, слово классический или классичный широко употребляется в смыслах: вообще могущий служить образцом, примером, выдающийся («Шторм был классическим по всей форме», Гончаров) или («классические выражения» о ругательствах Гоголь).

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Классицизм
КЛАССИЦИЗМ — лит-ый стиль, выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVII—XVIII вв. К...

Клаузула
1. В прозе — конец фразы, приобретающий определенный ритмический ход. Напр. для Лессинга типичен исход спондеем и кретиком, для Гёте — трохеем. Проблеме К. уделяли вним...

Клдиашвили
КЛДИАШВИЛИ Давид (1862—) — грузинский писатель. Представитель дворянской лит-ры. Получив военное образование, Клдиашвили долгое время служил офицером в русской армии, н...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!