Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Гофман

Гофман

(hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (настоящее имя Вильгельм, имя Амадей взял в честь В. А. Моцарта) (1776, Кёнигсберг – 1822, Берлин), немецкий писатель, композитор.

Э. Т. А. Гофман. Портрет работы Д. Гордеева. 1990-е гг.
Э. Т. А. Гофман. Портрет работы Д. Гордеева. 1990-е гг.

 
Получил юридическое образование, прослужил в прусском судебном ведомстве, с 1807 по 1816 г. – профессиональный музыкант, капельмейстер в Бамберге и директор театра в Лейпциге, затем был вынужден вернуться к службе по юридическому ведомству. «Фантазии в манере Калло» (1814—15) – большой сборник Гофмана, где собраны произведения о музыке и музыкантах. Капельмейстер Крейслер – одна из самых известных фигур автора, чудак-«энтузиаст». Характерное для романтиков двоемирие у Гофмана принимает форму разделённости мира на мир обывателей-филистеров и на высокие сферы мечты, сказочного царства духа, утопии. Как поздний романтик, Гофман отмечает и сложность самой этой высокой сферы, подвергая сомнению безусловную правоту своих героев. Тема двойника в романе «Эликсиры сатаны» (1814—16) демонстрирует раздвоение самого романтического героя. Распад личности, потеря ориентира, фантасмагории превращений относятся не только к этому «роману ужасов». Новеллы «Песочный человек» и «Майорат» исследуют основу ужасного, страшного. Сборник «Серапионовы братья» (1819—21) объединён сюжетной рамкой. Здесь манера автора меняется, это занимательные и курьёзные истории и сказки, в которых с «доброй непритязательностью» изображены средневековый идиллический Нюрнберг, Франция времён Людовика ХIV, Италия. Новелла «Мадемуазель Скюдери» считается началом детективного жанра в немецкой литературе.

Иллюстрация к сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Художник Д. Гордеев. 1990-е гг.
Иллюстрация к сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Художник Д. Гордеев. 1990-е гг.

 
В последнем, неоконченном романе «Житейские воззрения кота Мурра» (1818—22) Гофман возвращается к проблеме двоемирия. В параллельном действии романа – макулатурных листах, написанных учёным котом Мурром, Гофман создаёт пародию на романтические сознание и ставший модой тип поведения. Линия капельмейстера Крейслера, гениального музыканта, даёт сложный образ современной Гофману эпохи, в котором сатира и тонкий юмор участвуют не меньше, чем воодушевление искусством.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Гофман В. В.
ГОФМАН Виктор Викторович (1884—1911) — известный поэт. Окончил Московский университет, занимался критико-библиографической работой в «Новой жизни», «Русской речи», «Нов...

Гофман М. Л.
ГОФМАН Модест Людвигович — современный литературовед и поэт. Первая книга Гофмана «Соборный индивидуализм» (СПБ., 1907) — очерк истории индивидуализма с древних времен,...

Гофман фон Фаллерслебен
ГОФМАН фон ФАЛЛЕРСЛЕБЕН Август Гейнрих (Hoffmann von Fallersleben, 1798—1874) — известный немецкий политический поэт и германист. «Неполитические песни» (Unpolitische L...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!