Дунин-Марцинкевич
ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ Викентий (1807—1884) — первый крупный белорусский поэт и драматург. Р. в Бобруйском уезде, в семье мелкого дворянина-арендатора; среднее образование получил в Бобруйске, затем был два года студентом-медиком Петербургского университета; служил чиновником в разных учреждениях г. Минска; в 60-х годах приобрел небольшое имение, в к-ром и умер.
Д.-М. писал на польском и белорусском языке. Тематика Д.-М. не выходит из узкого круга лит-ого народничества первой половины XIX в. В центре его художественных зарисовок стоит белорусская деревня, ее подкрашенно-праздничный быт. Отсюда внимание Д.-М. к белорусскому фольклору; поэт красочно воспроизводит белорусские обряды (купальская ночь, дожинки, «дзяды», свадьбаи т. п.). Образы крестьян в творчестве Д.-М. мало типичны для эпохи крепостного права: крестьяне главным образом поют песни, танцуют и веселятся. Яркий представитель мелкопоместной шляхты, Д.-М. идеализирует социальные отношения эпохи крепостного хозяйства; вместо классового антагонизма он рисует приторно-слащавую идиллию, в к-рой помещикам отводится роль отзывчивых благодетелей, а крепостным крестьянам — роль покорных детей. У Д.-М. нет даже и намека на оппозицию крепостному праву; социальный вопрос он прикрывает маской дидактизма. В своих произведениях Д.-М. обнаруживает некоторые черты сентиментального мироощущения (слезливость, оптимизм на религиозной основе и т. п.). В резко отрицательных тонах он рисует только подпанков, как напр. эконом, писарь. В комедии «Залеты» дается в лице Сабковича яркий образ хищника-эксплоататора, пробившегося всякими неправдами к социальным верхам.
Формально-художественные средства Д.-М. не отличаются большим разнообразием. Его поэмы — типичные «Dorfgeschichten», где в описание быта вплетается незатейливая романтическая интрига. Пьесы Д.-М. мало сценичны; исключением является «Пінская шляхта», отличающаяся живостью диалога и удачным развертыванием комических ситуаций.
Творчество Д.-М. представляет собой продукт патриархально-усадебной культуры Белоруссии, в его время еще мало затронутой промышленным капитализмом. В этой относительной неподвижности хозяйственных форм кроются причины устойчивости крепостнического сознания Д.-М.
Библиография:
На белорусском яз. написаны небольшие поэмы: Гапон (1854), Вечарніцы (1855), Купала (1855), Шчароускія дажынкі (1857). Кроме того ему принадлежат драматические произведения: комедия-опера «Сялянка» (1846), одноактный водевиль «Пінская шляхта» (1866), комедия «Залеты» (1870). Известен еще его перевод поэмы Мицкевича «Пан Тадеуш» (1859). Некоторые произведения Д.-М. находятся в рукописях.
Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.
Дуонелайтис ДУОНЕЛАЙТИС Христиан (Duonelaitis, 1714—1780) — литовский поэт, основоположник литовской литературы. Сын свободного крестьянина из Восточной Пруссии, в XVIII в. населен...
Дурова Надежда Андреевна (1783, по некоторым данным – 1788, Киев – 1866, Елабуга), русская писательница. В 1806 г., переодевшись в мужское платье, под чужим именем поступила в...
Дурылин ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1881—) — литературовед и поэт (псевдонимы: С. Северный, С. Раевский). В брошюре Д. — «Репин и Гаршин» (М., 1926) и др. — изучение биографии, ...