Ухтомский Алексей Алексеевич [13(25).6.1875, с. Вослома, ныне Ярославской области, – 31.8.1942, Ленинград], советский физиолог, академик АН СССР (1935; член-корреспондент 1932). Ученик Н. Е. Введенского. В 1906 окончил Петербургский университет и работал там на кафедре физиологии человека и животных, которой руководил с 1922 до конца жизни. С 1937 директор электрофизиологической лаборатории АН СССР. Основываясь на трудах И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и Ч. Шеррингтона, У. открыл один из основных принципов деятельности нервной системы, назвав его доминантой (см. Доминанта в физиологии). Учение У. о доминанте (изложено в его работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923) широко используется в медицине, психологии и педагогике. Понятие о доминанте, а также учение У. об усвоении ритма, согласно которому режим работы органа соответствует ритму внешних раздражений, позволили У. по-новому осветить природу утомления.
Курс лекций «Очерк физиологии нервной системы» (опубликован посмертно, 1945, Собр. соч., т. 4) представляет большую педагогическую ценность»
В 1919 депутат Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов. Премия им. В. И. Ленина (1932).
Соч.: Собр. соч., т. 1–6, Л., 1945–62.
Лит.: Меркулов В. Л., А. А. Ухтомский. Очерк жизни и научной деятельности, М. – Л., 1960; Айрапетьянц Э. Ш., Алексей Алексеевич Ухтомский, Л., 1969.
А. С. Батуев.
А. А. Ухтомский.
Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978
Ухтомский Дмитрий Васильевич Ухтомский Дмитрий Васильевич [1719, с. Семёновское, ныне Ярославской области, – 4(15).10.1774, с. Архангельское-Дубки, ныне Тульской обл.], русский архитектор. Учился в Москве в Школе ма...
Учанское восстание Учанское восстание 1911, вооружённое восстание 10 октября 1911 в г. Учан (административный центр провинции Хубэй), положившее начало Синьхайской революции. Было поднято солдатами и сержа...
Учебная литература Учебная литература, произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведен...