Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Федотов Павел Андреевич

Значение слова "Федотов Павел Андреевич"

Федотов Павел Андреевич [22.6(4.7).1815, Москва, – 14(26).11.1852, Петербург], русский живописец и график, родоначальник критического реализма в рус. изобразительном искусстве. Учился в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в Финляндском полку в Петербурге. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834–45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества (до середины 1840-х гг.) Ф. относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1844–46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Ф. впервые сформулировал программу критического реализма. В зрелый период творчества (до конца 1840-х гг.) Ф. перешёл к работе масляными красками, создал серию картин («Свежий кавалер», 1846, «Разборчивая невеста», 1847, «Сватовство майора», 1848, все – Третьяковская галерея, Москва), в которых приходит к новой системе развёртывания сюжета, обогащенного конфликтом и временным единством действия, отказывается от карикатурности, соединяет критический пафос с поэтическим представлением о мире, добивается гармонической композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Ф. сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их в раёшном духе на выставках. Лучшие живописные портреты Ф. – небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством («Е. Г. Флуг», около 1850, «Н. П. Жданович», 1849, оба – Русский музей, Ленинград). В рисунках Ф. достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно-критического содержания. В конце 1840-х гг. к Ф. пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Ф. (1850–52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Ф. создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем («Вдовушка», 1851–52, «Анкор, ещё анкор!», 1851–52, обе – Третьяковская галерея, «Игроки», 1852, Киевский государственный музей русского искусства). Незначительный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передавая безысходность человеческой жизни в условиях николаевского режима. Используя контрасты светотени, разрушая локальную живописную систему, Ф. обретает живописное единство, эквивалентное образной идее. Творческое наследие Ф. сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19 в.

 

  Лит.: Дружинин А., Воспоминание о русском художнике П. А. Федотове, «Современник», 1853, №2; Лещинский Я. Д., П. А. Федотов – художник и поэт, Л. – М., 1946; Леонтьева Г. К., П. А. Федотов. Основные проблемы творчества, Л. – М., 1962; Сарабьянов Д. В., П. А. Федотов, [М., 1969]; его же, П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века, М., 1973.

В. Сарабьянов.

 


Федотов П. А. «Игроки». 1852. Киевский государственный музей русского искусства.


П. А. Федотов.


Федотов П. А. «Молодой человек с бутербродом». 1849. Рисунок. Третьяковская галерея, Москва.


П. А. Федотов. Этюд к картине «Игроки». 1851—52. Итальянский карандаш, мел. Русский музей. Ленинград.


Федотов П. А. «Вдовушка». 1851—52 Русский музей, Ленинград.


П. А. Федотов. «Анкор, ещё анкор!». 1851—52. Третьяковская галерея. Москва.


Федотов П. А. «Разборчивая невеса». 1847. Фрагмент. Третьяковская галерея, Москва.


Федотов П. А. «Сватовство майора». 1848. Фрагмент. Третьяковская галерея, Москва.


Федотов П. А. «Кончина Фиделки». 1844. Сепия. Русский музей, Ленинград.


Федотов П. А. «Кухарка с блюдом в руках». 1848. Рисунок. Русский музей, Ленинград.


Федотов П. А. «Магазин». 1844. Сепия. Третьяковская галерея, Москва.


Федотов П. А. «Крестины». 1847. Тушь. Третьяковская галерея, Москва.


Федотов П. А. «Свежий кавалер». 1846. Третьяковская галерея, Москва.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ :

Федотов Сергей Александрович
Федотов Сергей Александрович (р. 19.3.1931, Ленинград), советский геофизик, член-корреспондент АН СССР (1970). В 1953 окончил МГУ. В 1957–71 работал в институте физики Земли АН СССР им.&...

Федотова Гликерия Николаевна
Федотова Гликерия Николаевна [10(22).5.1846, Орёл, – 27.2.1925, Москва], русская актриса, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). С 1858 выступала на сцене Малого театра...

Федотьев Павел Павлович
Федотьев Павел Павлович [9(21).6.1864, Благовещенск, ныне Амурской области, – 30.3.1934, Ленинград], советский химик-технолог, член-корреспондент АН СССР (1933). По окончании (1888) Пете...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!