Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Древнегреческие лады

Значение слова "Древнегреческие лады"

Древнегреческие лады, система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле. Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально — только нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их наклонения, или рода (génē): диатоническое, хроматическое и энгармоническое:

Диатонических тетрахордов насчитывалось 3 вида, различавшихся расположением малой секунды:

Объединения тетрахордов образовывали октавные лады (так называемые роды октав, или harmoníai). Основные лады — дорийский, фригийский и лидийский — строились как объединение двух тетрахордов одного вида; тетрахорды приставлялись друг к другу т. о., что между нижним звуком верхнего и верхним звуком нижнего образовывался целый тон. Побочные, гиполады, строились из основных при помощи перестановки тетрахордов и добавления снизу целого тона, дополняющего звукоряд до октавы:

Полный вид древнегреческой ладовой системы обобщённо представляет sýstēma téleion — «совершенная (т. е. полная) система».

  Ладам и наклонениям приписывался определённый характер (учение об «этосе» ладов, ритмов). Различие между «этосом» Д. л. напоминает различие в характере наших ладов — мажора и минора. Так, дорийский лад (доряне — одно из коренных греческих племён) считался строгим, мужественным, наиболее этически ценным; фригийский (Фригия — одна из областей Малой Азии) — восторженным и экстатическим, дионисийским.

  Названия Д. л. перешли к средневековым ладам (или натуральным ладам), имеющим иную структуру.

 

  Лит.: Античные мыслители об искусстве, 2 изд., М., 1938; Закс К., Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков, в сб.: Музыкальная культура древнего мира, под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.—Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. [Собр. текстов], М., 1960; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert Н., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939.

  Ю. Н. Холопов.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ :

Древнеиндийский язык
Древнеиндийский язык, язык древнейшего арийского населения Индии. Д. я. принадлежит к числу ранних представителей индоевропейской семьи языков (её восточной ветви). Родствен древнеиранск...

Древнеисландский язык
Древнеисландский язык, язык, существовавший до середины 14 в. Является прямым продолжением тех норвежских диалектов, на которых говорили выходцы из Норвегии, заселившие Исландию (9—10 вв...

Древнепермская письменность
Древнепермская письменность, письменность, созданная в 14 в. миссионером Стефаном Пермским на основе одного из древних диалектов языка коми. Специальная азбука была составлена по образцу...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!