Пратьюша (санскрит. praty û sha = утренний рассвет) — в индийской мифологии так называется одно из ведийских светлых второстепенных божеств Васу (см.), представляющее собой олицетворение утреннего рассвета.
Пратьябхиджня (санскр. Pratya hij ñâ = узнание, recognitio) — в индийской шиваитской теософии школы Шанкары термин, обозначаюиий познание. Согласно учению этой школы, единственной субстанцией является Бог; все предметы суть его идеи; а так как Бог тождествен с нами, то и предметы эти на самом деле находятся в нас. Что мы думаем видеть вне нас, то в действительности видим внутри себя. Наше индивидуальное я видит или, точнее, узнает в самом себе, как в зеркале, идеалы трансцендентального я: познание вещей есть, в сущности, их узнание (П.), так как они уже знакомы нам. Руководимая верным методом самосозерцания и освещенная той милостью, которую она заслужила верой в Шиву, индивидуальная душа торжествует над Майей, от которой происходят все бедствия, и кончает познанием самой себя в Боге.
Пратьягара (санскр. рraty âhâ ra = воздержание, удерживание) — у индийских философов и аскетов воздержание от всех внешних чувственных впечатлений и направление души, силой воли, исключительно на предмет размышления. Пратьягара является одним из средств к полному подчинению чувственной природы человека его разуму и воле; если это полное отвлечение от чувственных восприятий не достигнуто, мудрец не может исполнять как следует свои благочестивые обязанности и упражнения.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Пратьяя-сарга => ПрахатицыПратьяя-сарга., Праут., Прахатицы., ...
Прахова => ПрачетасПрахова., Прач., Прачетас., ...
Прачинабарги => Прашек ЮстинПрачинабарги., Праш Алоиз., Прашек Юстин., ...