Касым-ибн-Мохаммед — шиитский святой (ш â хид), один из юных мучеников, которые по приказанию Омейядов были перебиты вместе с Гусейном (см.). Память Касым-ибн-Мохаммед празднуется шиитами в дни страстей Алидов ("ашура"), т. е. в начале месяца Мохаррема. Во время "ашура" даются мистерии (теазие); одна из наиболее трогательных наз. "Свадьба Касыма" (К. обручился за несколько часов до своей мученической кончины). Ср. Березин, "Путешествие в Сев. Персию" (СПб., 1850); Gobineau, "Les religions et les philosophies dans l'Asie Centrale" (Пар., 1866); Eth é, "Morgenlä ndische Studien" (Лпц., 1876); Chodzko, "Le th éâtre persan. Choix de téazié s" (Пар., 1878). Некоторые важные указания встречаются в "Хождении Даниила".
А. Е. К.
Касьян Сакович — сначала православный, потом униат, наконец католик, был домашним учителем у малорусского магната Адама Киселя, ректором Киевской коллегии (около 1622), впоследствии архимандритом Дубенского м-ря. Автор многих сочинений, большею частью религиозно-полемических: "Problemata" (1620), "Tractat о duszy" (1625), "Kalendarz stary" (1640) и "Епанортозис или Перспектива" (1642). Последние два сочинения направлены против православных. Против "Епанортозиса" писал киевский митроп. Петр Могила ("Лифос", под псевдонимом Евсевия Пимина). О К. см. статья Пекарского в "Отечеств. записк." (1862) и Сумцова в ст. о попытках католиков ввести в Малороссии григорианский календарь.
Н. С-в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Касьянов => Кат, кат-балкаКасьянов., Касьяновская слободка., Кат, кат-балка., ...
Кат, палач => КатавКат, палач., Ката., Катабаптисты., Катав., ...
Катавасия => КатавофронКатавасия., Катав-Ивановский завод., Катавофрон., ...