Юмала в финской мифологии первоначально божество грома (от jum — греметь и la — обиталище: "жилище грома"), соответствовавшее германскому Доннеру — Тору и славяно-литовскому Перуну — Перкуну; затем слово Юмала стало обозначать бога туч, потом бога небесного свода. Постепенно расширяясь в значении, это слово в конце концов обозначало вообще сильного и могущественного бога, и даже перенесено было на божество христианское. Юмала особенно почитался в Биармии, на южном берегу Белого моря, где возвышалась колоссальная статуя его с серебряным кубком, полным денег, на коленях. Ему, как высшему божеству, приписывалось создание мира; ему род людской обязан и счастливыми днями весны, и правильной сменой дня и ночи; он же производит гром и посылает молнию. Люди — тоже создания Ю.; в тяжелой болезни его призывают на помощь. Его эпитетами являются Ylijumala — высший бог и Ukko — старец. Употребительны и теперь в некоторых местностях с населением финского племени выражения: "Kost'Jumala" (Спасибо!) и "Jumala-ga" (с Богом!).
Юматовы русский дворянский род, восходящий к концу XVI в. (родоначальник — жилец Степан Феодосиевич Ю.) и записанный в VI часть родословной книгу губерний Оренбургской и Пензенской. Есть еще несколько дворянских родов Ю., более позднего происхождения.
В. Р—в.
Юмашевы русский дворянский род, восходящий к концу XVI в. и записанный в VI часть родословной книги Рязанской губернии. Есть еще несколько дворянских родов Ю., более позднего происхождения.
В. Р—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Юмрунчал => Юн-лоЮмрунчал., Юмурта., Юмшан., Юн., Юн-ло., ...
Юн-чжен => ЮнакЮн-чжен., Юнак., ...
Юнаковка => Юнг АлександрЮнаковка., Юная Австрия., Юная Россия., Юнг., Юнг Александр., ...