Фантони, Джованни (Fantoni, 1755—1807) — итальянский поэт. Предназначенный для духовного поприща, Ф. в юности оставил монастырь, служил в тосканской армии, подвергался заключению за протесты против французского вторжения в Тоскану, но позже вступил во франц. войско; после сражения при Маренго был назначен профессором красноречия в Пизанском унив., но потерял эту должность за республиканский образ мыслей. Лирические произведения Ф. в Италии ценятся высоко; их хвалили Альфиери и Леопарди. Сочинения Ф., вышедшие в 1823 г., заключают в себе поэму "Quatro parti del piacere" (Генуя, 1780), "Scherzi" (1782) и "Odi oraziane ed anacreontiche" (1785). Известность Ф. основана главным образом на одах, противополагающих величие предков упадку и дряблости современников. Анакреонтические стихотворения Ф. отличаются изяществом и легкостью стиха.
Фантони, Джованни Баттиста (1652—1692) — итальянский врач и анатом, лейб-медик и библиотекарь Виктора-Амедея II Савойского, проф. анатомии Туринского унив. Сын его издал его сочинение "Observationes anatomicae medicae selestiones" (Турин, 1699).
Фантуцци (Антонио Fantuzzi) — итальянский гравер на дереве и на меди, быть может, тот же самый художник, который назывался Антонио да Тренто. Род. в 1508 г., умер позже 1550 г. Был ученик Пармиджанино, перенявший от него способ изготовления эстампов in chiaroscuro, т. е. посредством печатания тремя ксилографическими досками, натертыми разными красками, но подражавший, по-видимому, больше Уго де Карпи, который еще раньше прекрасно работал этим способом. Пробыв довольно долго в мастерской Пармиджанино, он тайком исчез от него, причем похитил массу его рисунков, гравюр на меди и ксилографий. С этих пор сведения о Фантуцци исчезают из истории искусства, но во Франции появляется Антонио Фантезе, известный как рисовальщик и гравер гротесков для Фонтенеблоской галереи, — художник, по-видимому, тождественный с Фантуцци или с Антонио де Тренто. Важнейшие из достоверных произведений Фантуцци in chiaroscuro — "Сивилла и имп. Август", "Св. Иоанн Креститель в пустыни", "Мучение апост. Петра и Павла", "Философ", "Играющий на лютне", все пять с Пармиджанино, и "Чествование Психеи" с Сальвиати, а из офортов — "Геркулес" с Приматиччо, "Ап. Петр, закидывающий мрежи" с Рафаэля, "Горации и Куриации" с Дж. Романо и "Регул" с него же.
А. С—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Фануччи => ФанфаниФануччи., Фанфани., ...
Фанфара => ФаньянФанфара., Фаньоло., Фаньян., ...
Фао => ФарФао., Фаон., Фаон из Лесбоса., Фар., ...