Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Сурья

Сурья (санскр. S û rya-s "солнце") — имя индийского солнечного божества = олицетворение солнца, встречающегося уже в Ригведе, где оно занимает более видное место, чем в позднейшей индийской мифологии. Его прославлению посвящено 10 отдельных гимнов Ригведы. Так как имя Сурья всегда означает самый огненный шар солнца, то Сурья является наиболее конкретным из всех солнечных божеств индийской мифологии и связь его со светилом никогда не теряется. Божественный свет Сурья на небе сравнивается с лицом великого Агни, бога огня. Часто говорится об оке С.; затем Сурья сам называется оком богов Митры, Варуны, Агни или богов вообще (рассвет приводит с собой око богов); сурья называется также оком всех тварей, смотрящим сквозь небо, землю, воды, владыкой глаз, к которому уходят очи усопшего. Сурья принадлежит всем людям и встает как их пробудитель; отсюда он — душа и страж всего движущегося и далее неподвижного. Он имеет колесницу, влекомую одним конем, или вообще конями, или кобылицами, иногда семью лошадьми, получающими также эпитет быстрых. Путь Сурья приготовляют светлые адитья — Митра, Варуна, Арьяман; Пушан (см.) является его послом; заря открывает или производит С.; она же является его супругой. С., как сын Адити, получает также имя Адитья или Адитея. Его отец — небо, Дьяуш (Dy â ush); он рожден богами. Боги подняли его из океана, где он был скрыт; они же поместили его на небе, как одну из форм Агни. Многие отдельные боги являются как его родители или создатели. Индра-Вишну родил его; Индра-Сома поднял его вместе со светом; Индра-Варуна или Митра-Варуна подняли его на небо; Сома породил его и поместил в нем свет. В такой же роли является и Агни. Творец Дхатр (Dh â tr) сделал солнце, как и луну и т. д. Нередко Сурья изображается в виде летящей птицы красного цвета, сравнивается с летящим орлом и даже прямо отождествляется с ним. Живительная сила солнца ведет к олицетворению Сурья в виде быка, иногда пестрого, иногда белого. Лошади Сурья изображают его лучи (числом семь). Иногда Сурья изображается в виде неодушевленного предмета: он — драгоценный камень, перл неба, пестрый камень, помещенный в середине неба, колесо, колесница, блестящее оружие, которое Митра-Варуна закрывает тучами и дождем. Сурья торжествует над мрачными демонами и ведьмами, измеряет дни, продолжает время жизни, прогоняет хворь, заразу и дурные сны. Жить — значит видеть, как поднимается солнце. Все твари зависят от С., и небо поддерживается им. Эпитет Вишвакарман = творец всего — также прилагается к С. Он — божественный жрец богов. Единственный встречающийся в ведах миф о Сурья рассказывает, что Индра победил Сурья и похитил его колесо. В этом мифе можно видеть изображение грозы, затмевающей солнце. Родственный Сурья образ находим в Авесте, где солнце обладает быстрыми лошадьми и называется оком Агурамазды. В позднейшей индийской мифологии Сурья становится бледным второстепенным божеством, с которым связываются малохарактерные легенды: он является отцом близнецов Ашвинов, рожденных им от нимфы Ашвини. В Рамаяне и Пуранах Сурья является сыном мудреца Кашьяпы (см.) и Адити. В Рамаяне он называется также сыном Брахмы. Его блеск был так силен, что жена его Санджня дала ему Чхаю (Ch âyà = тень) в услужницы и сама удалилась в лес, чтобы отдаться благочестивым упражнениям. Когда Сурья привел ее домой, ее отец, Вишвакарма, положил светило на свой токарный станок и отрезал восьмую часть его блеска. Обрезки солнца упали кометами на землю; из них Вишвакарма сделал диск Вишну, трезубец Шивы и оружие прочих богов. В Махабхарате сын С., Ману Вайвасвата, является отцом Икхшваку, от которого ведет начало Сурьяванша — солнечная династия (см.). В Бишну-Пуране рассказывается, что Сатраджит видел Сурья в его собственном образе, "низкого роста, с лицом, как полированная красная медь и красноватыми глазами". Лишь немногие из этих позднейших мифов имеют связь с образом ведийского С.; все они представляют полный упадок фантазии и мифологического творчества в сравнении с яркими и поэтическими чертами ведийского С. Эпитеты, прилагаемые С., весьма многочисленны, особенно в позднейших источниках. Культ Сурья до сих пор еще соблюдается в Ориссе. Сурья посвящены многие храмы, замечательнейший из которых — в Канараке, на берегу моря, в 16 милях к С.З. от Джаганнатха. Изображения Сурья в современных индийских храмах рисуют его с головой, окруженной лучами, иногда с 4 руками, иногда с двумя; в одной он держит лотос, в другой свое колесо, сидя на пьедестале из лотоса или на блестящей одноколке, влекомой семиголовой лошадью изумрудного цвета или семью зелеными лошадьми. Иногда перед ним стоит красивая женская фигура — Прабха (блеск), его подруга, а также возница Аруна и разные оруженосцы.

С. Б—ч.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Сурья-сиддханта
Сурья-сиддханта (санскр. S ûrya-siddhâ nta) — один из главных индийских астрономических трактатов, так наз. сиддхант (см.). По туземному преданию, он был сообщен людям самим солн...

Сусанин
Сусанин Иван — крестьянин Костромского у., с. Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Феодоровича. До самого последнего времени единственным документаль...

Суслик
Суслик (Spermophilus) — млекопитающее из отряда грызунов (Rodentia), семейства белковых (Sciuridae). См. фиг. 3 к ст. Грызуны. Признаки рода и семейства — см. Белковые. Различные виды Суслик...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!