Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Суждение

Суждение (judicium) — так называется связь (синтез), в которую сознание ставит свои элементы (представления, понятия) с целью объективного познания. От самого акта Суждение следует различать его выражение (enunciatio); обыкновенно Суждение называют самый результат сознательного синтеза, т. е. словесное выражение его, но это неправильно, ибо представляет смешение акта с его обнаружением, причем самое обнаружение понято слишком узко; Суждение может быть выражено и не в словах, а, напр., в знаках, в музыкальных звуках, в математической формуле. Различные определения суждения могут быть сведены к двум: формальному и индуктивному. Формальное определение рассматривает Суждение как отношение между двумя понятиями (или представлениями), причем это отношение может быть различным, а именно одно понятие может включать в себя другое, или может выражать лишь сравнение, или, наконец, может утверждать уравнение двух понятий, заключенных в Суждение (ср. учение о квантификации суждения английских логиков). Индуктивная логика рассматривает Суждение как выражение действительного сосуществования, или преемственности идей. Формальное определение обращает большее внимание на субъективный процесс, выражающийся в С., индуктивное — исключительно на объективную цель, содержание С. В каждом Суждение мы различаем те два (или более) элемента сознания, которые ставятся в связь, и самый синтез их; в предложении эти элементы носят название подлежащего, сказуемого и связки. Безличных Суждение нет; бывают лишь безличные предложения. С., в сущности, есть единственный предмет логики, так как умозаключение есть не что иное как осложнение и распространение С., а понятие есть лишь результат деятельности С.; потому изложение логики следовало бы начинать с учения о С. Обычное деление С.: а) по их происхождению — на априорные и апостериорные (априорные — всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта; апостериорные — случайны и заимствованы из опыта); b) по характеру проявляемой в них деятельности сознания — на аналитические и синтетические (синтетическими Суждение называются такие, в которых в сказуемом прибавляется новый признак, не имеющийся в подлежащем; аналитическими же — такие, в которых сказуемое повторяет лишь признак, заключенный уже ранее в подлежащем); с) по обширности их содержания — на общие, частные, единичные; d) по степени уверенности, с которой известное Суждение выражается (или по модальности), — на действительные, возможные и необходимые; e) по составу — на простые и сложные (те и другие могут быть категоричными, условными и разделительными); f) по характеру — на утвердительные, отрицательные и бесконечные (в которых отрицание относится не к сказуемому, а к логическому подлежащему); g) по взаимоотношению — на Суждение подчиненные, противоречащие, противоположные (об этом ср. Силлогизм); h) наконец, по их содержанию, или смыслу. Это обычное деление Суждение принадлежит главным образом Канту. Деление Суждение на априорные и апостериорные, на аналитические и синтетические касается гносеологии, а не логики; это деление затрагивает самые важные вопросы теории познания, которые в данном случае решены в смысле критической философии; между тем, эмпирик не станет признавать априорных С., считая все суждения одинаково вытекающими из опыта; точно так же психолог признает все Суждение синтетическими и будет утверждать, что даже в тождественном Суждение (напр. человек есть человек) определяющее обозначает не то же, что обозначаемое, а старается обратить внимание на какую-либо сторону логического подлежащего. Исчерпать содержание, или смысл, Суждение можно только в том случае, если с определенной философской точки зрения будут установлены категории, или высшие сказуемые; таким образом, и это деление не относится непосредственно к логике, а принадлежит философии. Чисто логическим характером деления суждений отличаются те, которые обозначены выше под буквами с, d, e, f, g.

Э. Р.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Суза
Суза (Аделаида-Мария-Эмилия de-Souza, урожденная Фильель, 1761—1836) — французская писательница. Получила воспитание в монастыре, рано вышла замуж за старика графа де Флаго; во время революц...

Суздаль
Суздаль — уездн. гор. Владимирской губ., при рч. Каменке. Вместе с Муромом (Владимирской губ.) и Ростовом (Ярославской губ.) принадлежит к числу древнейших русских городов. Жилых домов: каме...

Сузиана
Сузиана (Σουσιανή; по-сир. Шушинак) — область Персидской монархии (соответствует нын. Хузистану), занимала вместе с Вавилонией большую равнину, отделе...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!