Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Славословие

Славословие — в богослужении слова, содержащие в себе славу, прославление Бога: "Слава Отцу и Сыну и Св. Духу!", "Слава тебе, Господи, слава тебе!" и т. п. Кафизма (см.) состоит из трех частей, из которых каждая называется славою, потому что по прочтении каждой части поется: аллилуия (трижды), слава тебе, Боже, Господи помилуй (трижды), Слава Отцу и Сыну и Св. Духу. Самою древнею и употребительною песнею в христианской церкви первых веков было так называемое малое С., древняя формула которого читалась так: "Слава отцу и Сыну и Святому Духу и во веки веков". Иногда его произносили так: "слава Отцу и Сыну со Св. Духом" или "слава Отцу в Сыне и во Св. Духе". С появлением арианской ереси последняя формула приобрела в устах еретиков такое значение, как будто Сын и Св. Дух ниже Отца. Окончательное установление употребительной ныне формы малого Славословие ("Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь") относят к IV веку. По принятому мнению, это Славословие составлено на Никейском соборе Флавианом Антиохийским в опровержение еретических мнений (ариан и савелиан). Это Славословие имеет весьма обширное употребление в христианском богослужении, так как в нем кратко изображается все существо Пресв. Троицы. Великое С. (начальные слова его —С. ангельское: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение", Лук. II, 14) — одна из древнейших христианских песней, известная в церкви с самых первых веков. В Постановлениях Апостольских (кн. VII, гл. 47) она уже читается почти в том самом составе, в каком поем ныне; там же она называется утреннею песнию. Кем добавлены к ангельскому Славословие последующие слова неизвестно; они все взяты из писаний пророческих или евангельских. В западной церкви великое Славословие употреблялось по преимуществу на литургии в воскресный день, в Пасху и другие торжественные дни; его пели одни епископы, исключая дня Пасхи, когда позволялось петь его и священникам. В восточной церкви великое Славословие пели как епископы и священники, так и народ. "Святый с С." называется тот чествуемый церковью святой, служба которого обозначается в месяцеслове знаком красного цвета: великое Славословие в эти дни поется, а не читается. См. прот. К. Никольский, "Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу" (СПб., 1858); архим. Гавриил, "Руководство по литургике, или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. IV, СПб., 1884); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Славута
Славута (Слаута) — местечко Волынской губернии, Заславского уезда, на реке Горыни, в 2 верстах от станции того же имени Юго-Зап. жел. дор. Местечко основано в начале XVII в. и принадлежало к...

Славяне, антропологический тип
Славяне, антропологический тип (антрополог.). — Из некоторых, довольно, впрочем, скудных, известий греческих, римских и арабских писателей о С. можно вывести заключение, что в эпоху выхода и...

Славяне, народ
Славяне, народ [Древнее названиe Словине ]. К числу С., сверх русского народа, в его трех разновидностях — великорусской, белорусской и малорусской — принадлежат в настоящее время следующи...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!