Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Пураны

Пураны (санскр. Pur â na = "старина, былина") — особый вид эпических поэм в индийской литературе, сменивший в ней так называемые итихасы (см.), от которых его отделяет довольно большой промежуток времени. Следует отличать памятники, дошедшие до нас под именем П., от древних П., упоминаемых еще в ведийской литературе (в брахманах) и представлявших собой космогонические рассуждения о "начале вещей" (agra). Со временем имя Пураны было придано и другим произведениям баснословно-исторического содержания. В то время, как итихасы изображают подвиги смертных героев, Пураны прославляют главным образом деяния богов, являясь как бы Священными книгами индуизма. Наряду с древними мифами и преданиями, Пураны представляют и очевидные черты позднейшего происхождения. Повторения одних и тех же мифов, нередко даже буквальные повторения текста в разных Пураны указывают на существование каких-то более древних памятников (тоже П.?), послуживших источником для уцелевших П. По определению индийского лексикографа Амарисинхи (VI в. после Р. Х.?), Пураны изображают: 1) сотворение мира, 2) его разрушение и возобновление, 3) генеалогию богов и патриархов, 4) царствования разных Ману, образующие особые периоды — Манвантары, 5) историю солнечной и лунной царских династий. Ни одна из дошедших до нас Пураны не отвечает вполне точно этому определению; наиболее выдержанной в данном отношении является одна лишь Вишну-П. Обстоятельство это легко объясняется большим хронологическим расстоянием, которое отделяет эпоху Амарасинхи от времени окончательной редакции дошедших до нас П., древнейшая из коих (Ваю-П.) не старше Х в. после Р. Х., а прочие принадлежат XIII—XVI вв. Таким образом, сохранившиеся Пураны являются памятниками сравнительно очень позднего происхождения, древние же их редакции утрачены. Значение П., как исторических памятников, ничтожно. В изображении древнейших событий Пураны следуют Махабхарате и Рамаяне, а в своих генеалогических построениях самым резким образом противоречат друг другу и хронологии вообще. Зато для истории индийских верований Пураны дают ценный материал. По словам знатока П., профессора Вильсона, значительная часть их содержания имеет подлинный, древний характер. Позднейшие вставки, сделанные в целях той или другой индусской секты, легко могут быть выделены из первичного содержания, так что Пураны служат хорошим источником для характеристики круга верований, сменившего ведийское религиозное мировоззрение, хотя сами они принадлежат более позднему периоду. Феогония и космогония Пураны в своих элементах восходит почти к ведийскому периоду; знакомство с ведами проглядывает в них довольно часто. Схема первичного творения заимствована от философской школы Санкхья (см.). Одна из характерных черт Пураны — пантеизм, лежащий в основе их учений; хотя специальное божество, прославляемое в той или другой П., варьируется, согласно ее принадлежности к тому или другому сектантскому учению, но везде оно отожествляется со всем существующим, исходящим из него и к нему возвращающимся. Вообще, Пураны носят очевидные признаки своей принадлежности к разным эпохам и составления под различными влияниями. Так как процесс образования современного индуизма из смеси брахманизма и других религиозных учений древней и средневековой Индии происходил между IX—XIV вв. после Р. Х., то и возникновение Пураны в их окончательном виде должно быть отнесено к этой эпохе. Все Пураны написаны стихами, в неизменной форме диалога между двумя лицами, одно из которых задает разные вопросы, а другое излагает в своих ответах пуранические учения. Этот диалог прерывается другими, происходившими, будто бы, между другими лицами по поводу аналогичных вопросов. Постоянным рассказчиком является Ломагаршана или Ромагаршана, ученик мифического мудреца Вьясы (см.), носящий титул суты, т. е. рапсода или панегириста, имеющего особое право и обязанность прославлять деяния царей и богов. Кроме основных 18 П., имеется столько же так называемых упапуран или побочных П., в которых эпическое содержание оттеснено на задний план ритуальным элементом.

Основные Пураны делятся индусами на три класса, смотря по преобладанию в них "чистоты, тьмы и страсти". К первой серии (с преобладанием чистоты = санскр. sattva) принадлежат: 1) "Вишну П." (изд. Дживананды Видьясагары с туземным комментарием, Калькутта, 1876; английский перевод с обширным введением и примечанием Вильсона, Лондон, 1840; переиздан с дополнениями Фицэдвардом Галлем, Л., 1864—77); 2) "Нарадия П."; 3) "Бхагавата П." (изд. с туземным комментарием, Бомбей, 1860, 1880, 1887 и т. д. Текст и французский перевод Бюрнуфа и Hauvette-Besnault, Париж, 1840—84); 4) "Гаруда П." (часть изд. в Бомбе, 1863); 5) "Падма П." (отрывки изд. в Бомбее, 1857, 1861, полное изд. Вишванатха Нараяны Мандлика, Пуна, 1893—94); 6) "Варага П." (изд. Гришикеши Шастри, Калькутта, 1887—89). Эти Пураны принадлежат секте вайшнава (вишнуитам), и поэтому главную роль в них играет бог Вишну. Вторую группу (с преобладанием "невежества или тьмы" = санскр. tamas) составляют: 1) "Матсья П." (изд. Дживананды Видьясагары, Калькутта, 1876); 2) "Курма П." (изд. в Мадрасе, 1876); 3) "Линга-П." (изд. с туземным комментарием, Бомбей, 1857); 4) "Шива П." (изд. Бомбей, 1884); 5) "Сканда П." (часть изд. в Бомбее, 1861); 6) "Агни П." (изд. в "Bibliotheca Indica", Калькутта, 1870—79). Пураны этой группы принадлежат шиваитам, и главный герой их бог Шива. Наконец, третью серию, посвященную Брахме и представляющую преобладание "страсти" (санскр. rajas), образуют: 1) "Брахма П."; 2) "Брахманда П.; 3) "Брахма-вайварта П." (отрывок изд. с лат. перев. и комм. Штенцлер, Б., 1829, другой в Бомбее, 1854); 4) "Маркандея П." (изд. Banerjea в "Bibl. indica", Калькутта, 1855—62; Дживананды Видьясагары, Калькутта, 1876, в Бомбее, 1888 и т. д.; отрывок с лат. переводом и примеч. Poleу, Берлин, 1831); 5) "Бхавишья П." и 6) "Вамана П.". Кроме этих П., есть еще очень древняя "Ваю П." (изд. Раджендралала Митра, Калькутта, 1879—85), которая в туземных перечнях Пураны заступает место Агни Пураны или Шивы П. Ее относят к VI в. после Р. Х., тогда как прочие Пураны принадлежат позднейшему времени (ХIII—XVI вв.). Все Пураны отличаются своим обширным объемом. По показанию Бхагаваты П., во всех 18 Пураны насчитывается 400 тысяч строф. Самая объемистая, Сканда П., имеет 81000 строф, а две самые краткие — Брахма и Вамана Пураны — по 10000.

Из упапуран изданы лишь немногие: "The vrihannaradiya Р." (Гришикешой Шастри, Калькутта, 1866—91) и "Саура" ("Saura P." ed. by Pandit Kasinatha Sastri Sele, Пуна, 1880). Прочие известны в рукописях или только по имени.

Ср. Wilson, "Analysis of the P." ("Journ. of the Roy. As. Soc.", т. V, 1838; перепечатано в его "Select Works", Л., 1862—71, т. III); его же предисловие к переводу Вишну Пураны (см. выше); Weber, "Verzeichniss der Sanskrit Handschriften der K. Bibliothek zu Berlin" (1855, стр. 127—48); Th. Aufrecht, "Catalogus Codicum MSS Sanscriticorum quotquot in Biblioth. Bodleiana adservantur" (1859, стр. 7—87). Мифология Пураны — у Vans Kennedy, "Researches into the Nature and Affinities of Ancient Hindu Mythology" (Лондон, 1831).

С. Б—ч.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Пури
Пури (Pooree) или Джагарнат, Джаганнат (в честь почитаемого бога того же имени) — главный город округа того же имени в Бенгальском вице-губернаторстве Британской Индии, на южном конце дельт...

Пуриевич Константин Адрианович
Пуриевич Константин Адрианович — ботаник (род. в 1866 г.). По окончании курса в Киевском университете (1889) оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1893 г. за сочинение "...

Пуризм
Пуризм — преувеличенное стремление к чистоте литературного языка, к изгнанию из него всяких посторонних элементов. Сознание, что язык есть органическое целое, служащее живым выразителем наро...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!