Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Митра, головной убор

Митра, головной убор — у древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик из плотной материи, свешивавшийся назад в виде мешка, в который помещались волосы. У греков М. — род головной повязки в виде широкой ленты через лоб, облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными концами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобию головного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой в виде золотого листа украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаков меньший, епископ иерусалимский. Позже, как епископская принадлежность, такая повязка носила название στέφανος, corona, κίδαρος, диадема. С течением времени повязка, удлиняясь кверху, образовала род шапки с открытым верхом и выдающимися заостренными краями с обеих сторон. В VI веке Иоанн Каппадокийский, епископ константинопольский, первый стал делать на М. украшения в виде вышивок разного рисунка, особенно же священных изображений, преимущественно на лобовой части М., в чем ему стали подражать и на Западе. До XII в. на Западе М. была еще очень низкая, обнимая спереди лишь один лоб; с XII в. она получает вид двурогой короны, какая на изображениях вещественных памятников христианской древности усвояется трем еврейскими отрокам в вавилонской пещи. М. считалась настолько существенной принадлежностью епископа, что они ею клялись, слово corona, которым переводилось μίτρα, у латинян обозначало самый сан епископский. С конца XI в. на Западе М. стали усваивать и аббатам монастырей. В восточной церкви епископская М. с XI в. стала пониматься как подобие императорской короны и получила символическое значение (епископ — образ царя-Христа), напоминая также о терновом венце Распятого и о том "сударе" (Иоан., XX, 7), которым была обвита глава Погребенного. С течением времени изменилась и ее форма: она стала закрытой сверху, кверху расширяющейся и круглой "епископской шапкой". В России, со времени Московского собора 1667 г., "серебряные золотые шапки, подобные М. (епископским)" стали жаловаться и архимандритам, что продолжается и доселе. Ныне М. дается и лицам из белого духовенства (протопресвитерам и протоиереям), по непосредственному благоусмотрению Государя Императора. Св. синоду предоставлено представлять к М. лишь одного настоятеля Исаакиевского собора. По особому Высочайшему усмотрению духовным лицам не ниже митрополита жалуется М. патриаршая, отличающаяся от обыкновенной водруженным на ней сверху крестом. Такую М. доселе имели в России только митрополиты московский Филарет и спб. Исидор.

Н. Б—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Митра, древнеиндийское божество
Митра, древнеиндийское божество (Mitra) — древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, т. е. известное народу-предку индийцев и иранцев. Веды (см.) представл...

Митра, род брюхоногих моллюсков
Митра, род брюхоногих моллюсков (Mitra) — род брюхоногих моллюсков из семейства митровых (Mitridae), принадлежащего к группе узкоязычных (Rhachiglossa). Семейство отличается гладкой веретено...

Митридат или Митрадат
Митридат или Митрадат (Mithridates, Μιθριδάτης) — древневосточное имя, особенно часто встречающееся среди царей и князей понтийских, парфянс...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!