Марков, Алексей Тарасович — исторический живописец (1802-78), был воспитанником Имп. акад. худ. и развился в ней под руководством Андр. Иванова, А. Егорова и В. Шебуева. Получив в 1824 г., за свои успехи в рисовании и живописи, две серебряные медали, малую и большую, в том же году окончил академический курс со званием художника XIV кл. и малой золотой медалью, присужденною ему за исполненную по программе картину: "Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора" и оставлен при Академии, в качестве пенсионера, для дальнейшего своего усовершенствования. Затем, в 1830 г., за картину: "Сократ перед своей кончиной беседует с учениками о бессмертии души", он был удостоен большой золотой медали и отправлен на казенный счет в чужие края. В Дрездене скопировал Сикстинскую Мадонну Рафаэля, в Риме исполнил копию с фрески того же художника: "Пожар в Борго" и написал картину собственной композиции: "Фортуна и Нищий", доставившую ему в 1836 г. звание академика, и оконченный эскиз: "Христианские мученики в Колизее" (первые три заграничные работы М. находятся в музее Акад. художеств, последняя — в Моск. публичном музее). За упомянутый эскиз, в 1842 г., Академия признала М. профессором 2 ст. В 1852 г. он был повышен в профессоры 1 ст., а с 1865 г. имел звание заслуженного профессора. Не обладая особенно сильным талантом, но будучи прекрасным рисовальщиком и человеком добросовестным и усердным, М. принес пользу русскому искусству преимущественно своей преподавательской деятельностью; он отличался особым вниманием к молодым художникам, вследствие чего в ученики к нему они записывались в большем числе, чем к другим профессорам. Из произведений М. должно указать, сверх вышепоименованных, на огромную картину: "Иосиф, в Египте, встречает своих братьев", в аттике Исаакиевского собора, два плафона в том же храме, образа иконостаса в Благовещенской црк. конно-гвардейского полка, живопись на парусах купола Введенской црк. семеновского полка и колоссальный плафон главного купола в моск. храме Христа, изображающий Триипостасного Бога — одно из замечательнейших созданий русской живописи, в котором, однако, М. принадлежит только композиция, а ее обработка и письмо — И. Макарову, И. Крамскому, Н. Кошелеву и В. Венигу. — Старший брат М., Михаил Тарасович (1799 1830), также исторический живописец, получивший образование в Академии под руководством Шебуева, подававший большие надежды, но умерший, прежде чем они могли вполне оправдаться. В Имп. Эрмитаже имеется его картина: "Римский пастушок", а в музее Академии — копия с рафаэлевской "Мадонны ди-Фолиньо".
А. С-в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Марков, Андрей АндреевичМарков, Андрей Андреевич — современный математик; род, 2 июня 1856 г. в г. Рязани; первоначальное образование получил в V СПб. гимназии и в 1874 г. поступил в СПб. университет на математичес...
Марков, Василий ВасильевичМарков, Василий Васильевич (1834-1883) — писатель; образование получил в Дворянском полку. Чернышевский поручил ему переводить для "Современника" и издававшейся при нем "Истор...
Марков, Евгений ЛьвовичМарков, Евгений Львович — известный писатель. Род. 1835 г., в старинной помещичьей семье Щигровского у., Курской губ. По даровитой матери, дочери суворовского ген. Гана, М. — близкий родстве...