Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Хорал

Хорал (от греч. χορός; называется также cantus firmus — лат., corale или canto fermo — ит., plain-chant — фр.) — церковная мелодия с текстом, которая поется в медленном темпе всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. X. ведет свое начало от первых времен христианства. Более точные сведения о нем относятся к середине четвертого столетия, к временам Илария, епископа в Пуатье. Амвросий Медиоланский ввел в хоральное пение четыре автентических лада, папа Григорий четыре плагиальных лада (см. Церковные лады). X., принятый в лютеранской церкви, получил большую ритмичность; в нем широко развились формы предложения, периода, коленных складов. Лютеранская церковная мелодия написана, как и католический X., в строгом стиле, т. е. в состав ее входят лишь интервалы диатонической гаммы; исключены хроматические полутоны, движение на увеличенные и уменьшенные интервалы, скачки на большую сексту, септимы и октаву. В аккомпанементе сопровождающие голоса не могут идти на вышеупомянутые запрещенные интервалы. Хоральная мелодия преимущественно пишется половинными нотами, в двух- или трехдольном размере, гораздо реже — четвертями. Форма Хорал — период, двух- или трехколенный склад. Хоральная мелодия делится на части (предложения), называемые строфами. Каждая строфа мелодии имеет в конце фермату, обозначающую место каденции. Строгий характер мелодии требует соответствующего сопровождения. Прежде мелодия или cantus firmus помещалась в среднем голосе, позднее перенесена в верхний. Модулируют в сопровождении X. в лады, наиболее сродные с главным. Гармонизация X. должна иметь консонируюший диатонический характер. В сопровождении X. допускаются консонирующие мажорные и минорные трезвучия, не обращенные или в первом обращении. Из диссонирующих аккордов допускается только секстаккорд уменьшенного трезвучия. Септима доминантаккорда допускается только в виде проходящей ноты. Каждая нота хоральной мелодии должна считаться гармонической: ее нельзя принимать за задержание, проходящую вспомогательную, прикрашивающую или предъем. В сопровождающих голосах допускаются проходящие ноты, но только диатонические. Допускаются также приготовленные задержания с разрешением вниз. X. пишется четырехголосно. Во время богослужения четырехголосный X. исполняется на органе, а приход поет только мелодию. В ораториях весь X. исполняется хором. X., в котором сопровождения изобилуют проходящими нотами, задержаниями и вообще мелодической фигурацией с фигурой, проводимой имитативно по всем сопровождающим голосам, называется фигурованным X. В таком X. допускается перед X. прелюдия, между строфами — интермедии, а по окончании хоральной мелодии — постлюдия в аккомпанементе. Хоральной музыкой принято преимущественно называть ту, которая противоположна фигуральной, т. е. ту, в которой движение сопровождающих голосов не изобилует мелодической разработкой.

Н. Соловьев.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Хорасан
Хорасан (Хорассан, Хоросан) — персидская провинция, составляющая северо-восточную часть монархии, граничит на С. с Закаспийской областью, на В. с Афганистаном; простирается от 31° до 38° с. ...

Хорват, Алексей Николаевич
Хорват, Алексей Николаевич — патолог; род. в 1836 г.; окончил курс на медицинском факультете Киевском университете в 1865 г. В 1876 г. утвержден Киевск. унив. в степени д-ра медицины; в 1882...

Хорват, Геза
Хорват, Геза (Gé za von Horvath) — венгерский зоолог; род. в 1847 г.; изучал медицину в Вене, в 1872 г. доктор медицины, с 1873—74 г. ассистент при зоологическом отделе Венгерского на...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!