Холи — праздник в Индии в честь весны и ее творческих сил, совершаемый в течение десяти или пятнадцати дней перед полнолунием индийского весеннего месяца Пхальгуна, т. е. около 19 марта нового стиля. Он является символическим изображением пробуждения природы и его чудесного действия и выражает вызванные им радостные чувства. Первоначально он являлся поклонением олицетворенной весне, как подруге бога любви. В Южной Индии он до сих пор связан с праздником Камадевы (см.), изображение которого предается огню (вероятно, в память сожжения Камадевы огнем очей разгневанного Шивы, когда бог любви осмелился направить свой лук против грозного владыки и воспламенил его сердце любовью к Парвати). Шутовской характер обрядов X. мало вяжется с культом бога любви и его нежной подруги. До сих пор празднику X. приписывается особая сила, покровительствующая размножению потомства и охраняющая здоровье и жизнь детей. Первоначальная мифическая основа этого праздника затемнена рядом новых, более грубых легенд и представлений, отразившихся и на его обрядовой стороне. В Бенгале он связан с культом юноши-Кришны, тогда как в Индустане олицетворение X. (Hólí) является женщиной-демоном, пожирательницей маленьких детей. Обряды, сопровождающие этот праздник, более или менее одинаковы по всей Индии. Народ с песнями и плясками бегает по улицам, бросая в встречных красным порошком (из разных корней или деревьев, смотря по местности) или брызгая в них красной жидкостью. При этом поются непристойные песни; прохожих, невзирая на их общественное положение, задевают разными грубыми и неприличными шутками, а иногда и действиями. За чертой города или селения устраивается костер, для которого нередко похищаются и разные плохо оберегаемые материалы. Если владелец прозевает и его вещи попадут в кучу, то он уже не может получить их обратно. Особой разнузданностью отличается празднование X. у раджпутов. Низшие классы населения истребляют при этом множество возбуждающих и опьяняющих напитков, и даже почтенные люди бегают по улицам, подобно вакхантам, распевая песни в честь сил природы. Праздник X. имеет немало общего с римскими сатурналиями и весенними празднествами и их позднейшим видоизменением — карнавалом.
С. Б—ч.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Холм, уездный город Люблинской губернииХолм, уездный город Люблинской губернии (Сhełm) — уездный город Люблинской губ., на р. Угерке, притоке Буга, в 64 вер. от Люблина. Станция жел. дороги. 19236 жителей (1897), в том числе...
Холм, уездный город Псковской губернииХолм, уездный город Псковской губернии — уездный город Псковской губернии, при впадении реки Кунии в Ловать. Жителей 5899 (2705 мжч., 3194 жнщ.). Домов 1039, в том числе каменных 25; церквей...
ХолмогорыХолмогоры — уездный город Архангельской губернии, в 70 верстах от города Архангельска по Московскому почтовому тракту, на левой стороне рукава реки Сев. Двины Холмогорки (Курополка), против ...