Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Фортлаге

Фортлаге (Карл Fortlage) — немецкий психолог (1806—1881); был профессором философии в Йене. В молодости Фортлаге увлекался Гегелем, но затем покинул его точку зрения. Мировоззрение его сложилось главным образом под влиянием Фихте Старшего (в метафизике и философии религии) и Бенеке (в психологии). Сочетание таких разнородных, органически чуждых друг другу мировоззрений могло только привести к эклектизму. И действительно, Фортлаге не дает достаточно стройного, продуманного миросозерцания. Его туманный, расплывчатый психологизм сурово осужден А. Ланге, оценку которого тщетно пытается смягчить Фалькенберг. Гартманн ставит в заслугу Ф., что он был одним из первых психологов, давших большое значение бессознательному. Бессознательное влечение составляет, по Ф., метафизическую основу пространства, времени, ощущений; чувствований и физических сил. Вне сознания лежит бессознательный чувственный материал в виде "содержания представлений". Сознание отличается не только степенью от хаотического материала "содержания представлений": скорее это новое качество, присоединяющееся к содержанию представлений. Однородные представления сливаются между собой в сфере "содержания представления", неоднородные же сочетаются, но лишь при участии сознания. Наряду с пестрым материалом для сознательной деятельности духа в его бессознательных глубинах кроются и категориальные функции в виде предрасположений к абстракции. Внутри сферы сознания есть еще относительно-бессознательное, то, что не лежит в фокусе сознания. Предсознательные процессы не порождают сознания, которое есть нечто первичное, но образуют его подпочву и находятся с ним в постоянном взаимодействии. Важнейшим из сознательных процессов является внимание: внимание характеризуется Ф., как "вопрошающая деятельность", проявляемая нами, когда мы обдумываем, ожидаем или наблюдаем. Сознание колеблется в этом процессе между да и нет. При наступлении момента решимости влечение реализуется в деятельности. Признавая в этой "Frageth ä tigkeit" основной умственный процесс, Фортлаге рассматривает процессы познания как дизъюнктивное суждение, в котором проявляется каждое наше влечение. Да и нет, утверждение и отрицание суть априорные схемы: схемы — потому что это пустые формы, заполняемые содержанием сознания, а priori данные — потому что они предваряют всякое содержание сознания и лежат в его основе. А так как в основе судящей деятельности сознания лежит влечение, то да и нет могут быть названы категориями воли (Willenskategorien). С этими априорными схемами связаны закон тождества (категория — да) и закон противоречия (категория — нет); остальные категории мысли — выводные из двух основных. Казалось бы, что при таком взгляде Фортлаге должен был считать способности отождествления и различения за характерные признаки сознательной деятельности. Однако он категорически заявляет, что способность различения еще не есть признак наличности сознания; "если всякое существо, обладающее способностью к различению, обладает и сознанием, то в таком случае и магнит обладает сознанием". В самом деле, ведь магнит "отличает" северный полюс от южного, железо от дерева, растения отличают свет от темноты и т. п. — а между тем мы не приписываем им сознания. Фортлаге мог бы с таким же правом сказать: не обладающий сознанием музыкальный ящик, играя, припоминает ту пьесу, которую он играет; барометр предчувствует ту погоду, которую он показывает, и т. п. На этом примере ясно видно, до какой степени у Ф., несмотря на идеалистические стремления, перемешаны представления о физическом и психическом. Эту черту он разделяет с Бенеке. В состав влечения входят интеллектуальный и аффективный элементы: интеллектуальным элементом является представление об объекте стремления (Trieb = Lust + Strebebild). В обширной "System der Psychologie" (1855) Φ. можно найти отдельные остроумные замечания, но нельзя видеть чего-либо связного и цельного. Его учение о бессознательном отличается половинчатостью, когда он пытается слить воедино свою психологию и философию религии. В основе мира и человечества лежит, по Ф., перводух (Urgeist), но этот перводух не есть бессознательное абсолютное "Я" Фихте, а скорее нечто сознательное, объединяющее множественность эмпирических "Я ". Единство всех эмпирических сознаний в одном Божестве проявляется в любви: в этом чувстве обнаруживается внутреннее взаимодействие духов, их слияние в высшем единстве. Таким образом, психология Ф., усматривающая сущность вещей в бессознательном, сталкивается с философией религии, кладущей в основу бытия духоподобное всеединство. "Быть может, — говорит Гартманн, — Φ. боялся углубляться в детальное исследование этого понятия, смутно опасаясь, как бы вследствие этого не пошатнулось его убеждение (связанное с его теизмом) в существовании вечного абсолютного сознания как единой первоосновы мира".

Сочин. Ф., кроме "System der Psychologie": "Die L ücken des Hegelschen Systems" (1832); "Darstellung und Kritik der Beweise für das Dasein Gottes" (1840); "Genetische Geschichte der Philosophie seit Kant" (1852); "Vier psychologische Vorträge" (1867); "Sechs philosophische Vorträge" (1869); "Acht psychologische Vorträge" (1874); "Beiträ ge zur Psychologie". После Ф. Осталась рукописная философия религии, очерк которой сделан Эйкеном в "Zeitschrift f ü r Philosophie" (т. 82, 1883). Одна глава из этого сочинения издана Липсиусом в его "Jahrb ücher fü r protestantische Theologie" (т. IX). См. статьи Фолькельта о Фортлаге в "Im Neuen Reich" (1888, 24) и "Die Gegenwart" (1888, 31); M. Bra sch, "F.; ein philos. Characterbild" ("Unsere Zeit", 1883); L'Schmidt, "Grundzüge der Einleitung in die Philosophie mit einer Beleuchtung der von K. Ph. Fischer, Sengler und Fortlage ermö glichten Philosophie der That" (1860, стр. 226—357); Hartmann, "Die Moderne Psychologie"; Альб. Ланге, "История материализма" (ч. II, стр. 136—138); интересные замечания в превосходной книге проф. М. И. Каринского "Критич. обзор последнего периода германской философии" (1873).

И. Лапшин.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Фортуна
Фортуна (Fortuna) — древнеримская богиня. Культ ее — один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (di novensidenses). Предание, имеющее ясное представление то...

Фортунат Венанций
Фортунат Венанций (полное имя Venantius Honorius Clementianus Fortunatus) — один из замечательнейших латинских писателей раннего средневековья. Родился в окрестностях г. Тревизо (в Сев. Итал...

Фортунат, немецкая повесть-сказка
Фортунат, немецкая повесть-сказка — так называется по имени главного героя популярная в XVI в. в Германии повесть неизвестного автора. Повесть о Ф. содержит переработку заимствованного, по-в...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!