Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Войнович

Войнович

ВОЙНОВИЧ (Vojnovic, 1857—) — один из виднейших хорватских драматургов. Родился и вырос в Дубровнике, на берегу Адриатического моря. Свою литературную деятельность начал рядом новелл, сонетов и слабой психологической драмой («Psyche», 1889); уже в 1895 обратил на себя внимание не только в Сербии и Хорватии, но и за границей, сильной драмой «Ekvinocij» (Полночь) — из жизни далматских моряков. В дальнейшем творчество Войновича развивалось в соответствии с основной тенденцией всей югославской литературы 90-х и последующих годов — национализмом, проявлявшимся тогда в стремлении к независимости и объединению сербов и хорватов. Эта тенденция нашла свое преломление у В. главным образом через восприятие своеобразной культуры и традиции Дубровника, бывшего несколько веков то независимой, то автономной аристократической республикой и колыбелью хорватской культуры (см. Дубровницкая литература). Наиболее значительные драмы Войновича связаны с его «дубровницким периодом», начавшимся драматической поэмой (прологом) «Гундуличев сон» (Gundulicev san), романом «Ксанта» и упомянутой драмой «Ekvinocij», впервые поставленной в Загребе в 1895. Основным же произведением этого периода является его «Дубровницкая трилогия», состоящая из драм: «Allons, enfants» (1901), «Suton» (1900) и «Na taraci» (На террасе, 1902). В трилогии В. показано падение дубровницкой республики, упадок патрицианских родов, распад старого уклада жизни под влиянием новых экономических форм и измельчание нравов. Эти драмы проникнуты меланхолией и печалью по утраченному могуществу, по исчезнувшим традициям «героического индивидуализма», по вымершей «духовной» аристократии. Большинство героев трилогии — «аристократы, не смирившиеся перед временем» (Лисичар), которые не приемлют новой эпохи буржуазной демократии (сцена с марсельезой в драме «Allons, enfants»). Этот период творчества В. связан с влиянием Ибсена и д’Аннунцио (в дальнейшем — Метерлинка). От «Полночи» идет другая характерная для В. линия творчества — проблема материнства и материнской любви, отображенная также в драмах:

1. «Смерть матери Юговича» (Smrt majke Iugovica) (впервые поставлена в Белграде в 1906); в ней изображена трагедия матери-спартанки, отдавшей государству девять своих сыновей. Это произведение, созданное Войновичем на основе обработки сербских народных песен, отличается трагическим пафосом, классической ясностью и захватывающим лиризмом.

2. «Воскрешение Лазаря» (1913) — с сильной националистической тенденцией; здесь инсценирован эпизод из эпохи восстания сербов в Македонии, и

3. «Императрикс. Мистерия острова Забвения» (Imperatrix. Misterija Ostrva Zaboravi).

В этих трех драмах В. пытался символически отобразить страдание сербского народа под чужеземным игом и дать выражение сербско-хорватскому народному духу, что особенно проявилось в двух последних пьесах, написанных Войновичем в утрированно-символической манере. Такова же и его символическая драма «Маскарад под крышей» (Maskarate ispod kuplja), стоящая под знаком упадка драматического таланта В. Особняком стоит его пьеса «Дама с зонтиком» (Gospodja sa suncoketom, 1912), из венецианской великосветской жизни. В области драматического искусства для В. характерны его попытки выйти из рамок традиционных драматических форм. Так в «Ekvinocij» им после второй части вводится «интермеццо». «Смерть матери Юговича» построена на отдельных песнях, и сам автор называет ее «драматической поэмой». «Маскарад под крышей» написан в «новой форме драматического романа». В отдельных произведениях («Ekvinocij», «Дубровницкая трагедия», «Дама с зонтиком») В. достигает большого мастерства. Он находит интересный мотив, занятную интригу, искусно пользуется законом контраста и все время держит зрителя в напряжении. Вместе с тем он иногда злоупотребляет театральными эффектами. Отдельные его произведения переведены на немецкий, польский, чешский и венгерский яз. В настоящее время творчество Войновича интересно только с точки зрения культурно-исторической.
Библиография:
Пыпин А. и Спасович В., История славянских литератур, изд. 2-е, 2 тт., СПБ., 1879—1881; Lisicar M., Dubrovacka trilogia, Vienac, 1903; Hudek Jan, Ivo Vojnovic, Dubrovnicka trilogije, uvod. Svet. knig. 767—770, Pr., Wenzelides Arsen, Ivo Vojnovic Uzicki. Knjizevna studija, Sarajevo, 1917; Prohaska D., O pjesniku Slobode. Osijek, R. Racic, 1918; Grabowcki T. St., Smierc Dubrownika, «Swiat slowansky», IV, 2, S. 749; Prohaska D., Pregled savremene chrvatsko-srpske knjizevnosti, Zagreb, 1921; Wollman Frank, d-r, Srbo-chorvatske drama, Bratislava, 1924.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Войтоловский
ВОЙТОЛОВСКИЙ Лев Наумович (1876—) — современный критик. Р. в Полтавской губернии. Образование получил на медицинском факультете Киевского университета. Работал в клиник...

Волин
ВОЛИН Борис Михайлович (1886—) — литератор, член ВКП (б). С 1904 вступил в РСДРП (б). За время с 1905 по 1911 год неоднократно подвергался арестам. В 1911 эмигрирует за...

Волкенштейн
ВОЛКЕНШТЕЙН Давид (1891—) — еврейский писатель. Дебютировал рассказом на русском языке в журнале М. Горького «Летопись», печатался в «Киевской мысли» и ряде других газе...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!