Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Слетов

Слетов

СЛЕТОВ Петр (псевдоним Петра Владимировича Кудрявцева, 1897—) Р. в семье служащего. В литературу С. вошел как автор большой повести «Мастерство» (1930). При. растянутости и фантастичности отдельных сцен повесть интересна своей проблематикой и мастерским воссозданием характера описываемой эпохи. Основная проблема — отношение искусства к действительности. Трактовка этой проблемы явилась своеобразным преломлением лозунга «Перевала» (см.) об «искренности» творчества, но то, как разрешил эту проблему С., приобретает более общий интерес и значение. С. противопоставляет талант, ремесленничеству, моцартианство сальеризму. Это противопоставление реализовано в столкновении двух образов: с одной стороны — подлинного художника, великого скрипичного мастера Луиджи Руджера, живущего своим искусством, а с другой — простого ремесленника скрипичного дела, религиозного фанатика, ханжи и лицемера, гасителя художественного порыва Мартина Форести. Трагическое столкновение этих двух фигур знаменует столкновение талантливости, силы художественного влечения с тупой упорной силой ремесленничества. Действие развертывается в Италии в эпоху французской революции 1789. Этот политический и исторический фон позволяет С., сделать поставленную им проблему более значительной. Творческую свободу он связывает с идеями революции: Луиджи — за революцию. Наоборот, Мартин Форести, от лица к-рого ведется повествование, — представитель сил реакции. С. мастерски стилизует речь Мартина. Однако политическая обстановка остается только фоном. Центр тяжести — в раскрытии сущности творческого процесса. Здесь перевальская точка зрения автора сказалась в том, что процесс творчества во многом освобожден из-под контроля разума, художник представлен индивидуалистом, одержимым своим талантом.

В 1931 С. издал роман «Заштатная республика», вещь более слабую, чем «Мастерство», с попыткой подойти к отображению современности. С. рисует интеллигентов-приспособленцев, противопоставляет им большевиков. Сюжет романа — авантюрный, анекдотический.

В результате поездки С. на Сахалин написаны очерки «На Сахалине» (1933). Тема советизации острова художественно обобщена слабо. В 1934 вышел сб. «Повести и рассказы», основные герои к-рого — мелкие люди, интеллигенция.

Произведения С. осложнены философскими психологическими соображениями. Показ явлений детализирован, действие большей частью замедлено. Автор уделяет большое внимание психологической характеристике явлений.

Последний незаконченный роман С. «Равноденствие» рисует ряд представителей технической интеллигенции, ответственных партийцев-хозяйственников, уезжающих работать на остров Сахалин на строительство нефтяных промыслов. Роман еще не развернут, но поскольку можно судить по первой части, он является явной неудачей С. Фальшивость отдельных образов и ситуаций, взятых напрокат из дешевых модернистских романов, искусственность в построении произведения (неоправданное смещение планов, механически заимствованное у Дос-Пассоса), загромождение ненужными психологическим деталями, насыщенность и вычурная метафоричность языка — все это делает роман крайне претенциозным, художественно неубедительным.
Библиография:

I. Прорыв, Повесть, изд. «Круг», (М.), 1928; Мастерство, Повесть, изд. «Федерация», М., 1930; Заштатная республика, Роман, ГИХЛ, М. — Л., 1931; Творческий метод молчания, «Литературная газета», 1931, №34, 25 июня (о причинах своего разрыва с «Перевалом»); На Сахалине, Очерки, ГИХЛ, (М.), 1933; Повести и рассказы, изд. Московского т-ва писателей, (М.), 1934; СлетовП.В. и СлетоваВ.А., Д.И.Менделеев, изд. Жургазобъединения, М., 1933; СлетовыП. и В., Мусоргский, изд. то же, М., (1934); Равноденствие. Роман, ч.1, «Новый мир», 1934, №№1 и 2.

II. БочачерМ., Гальванизированная воронщина, «Печать и революция», 1930, №3. Отзывы: ШафирА., «Печать и революция», 1928, №7; РозентальС., «Красная новь», 1928, №10 (о пов. «Прорыв»); ЗамошкинН., «Новый мир», 1930, №1 (о «Мастерстве»); ГлаголевН., «Новый мир», 1931, №2; ОружейниковН., «Литературная газета», 1932, №5 (о «Заштатной республике»); ШтейнбергЕ., «Художественная литература», 1933, №10 (об очерках «На Сахалине»); КанторовичВ., «Художественная литература», 1934, №12 (о «Повестях и рассказах»); ДерманА., «Литературный критик», 1934, №2 (о «Д.И.Менделееве»); КатаньянВ., «Литературный критик», 1934, №5 (о «Равноденствии»); ГрицТ., «Литературный критик», 1935, №5 (Равноденствии»).

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Слитное предложение => словарь
Слитное предложение., словарь., ...

Словарь, или лексикон
СЛОВАРЬ, или ЛЕКСИКОН (греч.) — список слов одного или нескольких языков, систематизированный в алфавитном или каком-либо ином порядке; работа по составлению С. носит н...

Словацкая литература
СЛОВАЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА — Первые свидетельства истории о словаках относятся к IX—Xвв. н.э. Повидимому словаки первоначально заняли в Ср. Европе территорию, освобожденную К...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!