Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Скандовка

Скандовка

СКАНДОВКА от (латин. «scandere») — чтение метрических стихов с отчетливым разделением их на степени и с подчеркиванием тезисов и арсисов, т.е. сильных и слабых долей стопы (см.).

Прием С., вместе с понятием стопы, был перенесен и теорию русского силлабо-тонического стихосложения, причем под С. стали подразумевать такое чтение стихов, при к-ром ударения расставляются через равные промежутки, независимо от того, совпадают ли они с реальными ударениями стиха или нет. Так. обр. при С. отдельные слова могут терять свои естественные ударения (атонироваться) и могут приобретать сверх своих нормальных также дополнительные, искусственные ударения. Невоможно лишь перемещение естественного ударения слова. Обязательным условием является проведение раз изобранной схемы С. через все стихотворение. Поэтому если в некоторых стихах приходится перемещать естественные ударения слов, то схема С. выбрана неправильно, и необходимо отыскивать другую. Примеры С.: Но Ко`/чубе`й/бога`т/ и го`рд/. Не до`л/гогри`/выми` /коня/мии п. д. (схема: —U—U—U—U(U), размер — 4-стопный ямб). С. в русском силлабо-тоническом стихе служит для отыскивания «размера» данного стихотворения, к-рый далеко не всегда может быть определен с первого взгляда. С. в русском силлабо-тоническом стихе служит для отыскания «размера» данного стихотворения, к-рый далеко не всегда может быть определен с первого взгляда. Дело в том, что стопа, введенная Тредьяковским и Ломоносовым в русское стихосложение, оказалась в применении к русскому стиху не вполне реальной ритмической единицей. С первых же шагов выявилось, что из однородных стоп (особенно в наиболее употребительных — двусложных размерах) русские стихи писать невозможно. «Чистые ямбические стихи, — говорит Ломоносов, — трудновато писать». Еще отчетливее заявляет Тредьяковский, что в хорее и ямбе «полагается стопа пиррихий... без чего ни единого нашего стиха составить не можно». Пиррихии (пропуски ударений), спондеи (сверхсхемные ударения) и т.п., вплетаясь в ямбы и хореи, настолько затемняют основной размер, что он может быть выявлен только при помощи С., к-рая насильственно упрощает акцентный рисунок стиха и тем самым облегчает первоначальную ориентировку. см. Стихосложение.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Скаррон
СКАРРОН Поль (Paul Scarron, 1610—1660) — французский писатель. Р. в Париже, в семье советника парламента. По желанию отца стал в возрасте 19 лет аббатом. Вел веселый об...

Скартаццини
СКАРТАЦЦИНИ Иоган Андреас (Giovanni Andrea Scartazzini, 1837—1901) — швейцарский филолог и публицист. По происхождению итальянец. Получил образование в миссионерской шк...

Скафтымов
СКАФТЫМОВ Александр Павлович (1890—) — историк русской литературы. Окончил в 1913 историко-филологический фак-т Варшавского университета. С 1923 — профессор Саратовског...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!