Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Сказители

Сказители

СКАЗИТЕЛИ — специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора — былины (см.) и сказки (см.). В научный обиход он был введен П.Н.Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян в применении к певцам былин. Для обозначения сказочника термин «С.» употребляется реже. В крестьянстве он имеет то или другое применение, смотря по району. Параллельно бытуют еще следующие наименования: для носителей былинной традиции — «сказатели» (напр. С. Зимняя Золотица на Белом море), «старинщики» (Печора), для знатоков сказки — «посказатели» (Сибирь), «сказочники» (широкое распространение).

С. явились преемниками прежних слагателей и хранителей эпического творчества — дружинных певцов, калик, бахарей (древнерусские сказочники) и скоморохов. В отличие от этих категорий исполнителей, а также от носителей эпоса у других народов в прежние эпохи — античных мимов, средневековых жонглеров и шпильманов — русские С. XIX—XXвв. не являются профессионалами в прямом значении этого слова: мастерство не служит для них средством к существованию, хотя в крестьянском быту наблюдалось, что С. специально приглашались участвовать в промыслах, причем сказывание приравнивалось к работе. Элементы же профессионализма в смысле специального изучения своего искусства хотя и присутствуют, но значительно слабее, чем у аналогичных русским С. носителей эпической традиции у других народов. Pjevac, piva — у южных славян, армянские ашуги, узбекские и туркменские бахши`, кайджи` (кайчи) — у алтайских турок, тульчи — у западных монголов, улагерчи — у бурят и др. проходят определенную школу мастерства, получают общественное признание в качестве певцов, носят свое наименование певца, как особое звание или титул, выступают публично по специальным приглашениям на свадьбах и празднествах и т.п. Некоторые из них являются не только исполнителями, но и творцами новых произведений. По вопросу о профессионализме русских С., а также о других особенностях С. — об их социальном составе, о взаимоотношениях со средой, о репертуаре — см. Былины и Сказка.

Постановка проблемы изучения С. относится к 60—70-м гг. XIXв. и является заслугой русской школы фольклористов. Господствовавшая в XIXв. мифологическая теория с ее пониманием фольклора как «общенародного», «коллективного», «безличного» творчества, с ее стремлением отыскивать «общеарийские», «общеславянские» и пр. основы, начисто игнорировала следы индивидуального творчества. С. считались лишь «агентами передачи». Вопрос о творческой роли С. был выдвинут в русской фольклористике отчасти под влиянием тенденций демократического народничества. Уже П.Н.Рыбниковым (60-е гг.) был сделан ряд ценных наблюдений над С. былин. Впервые принцип индивидуальности сформулирован был А.Ф.Гильфердингом: он первый издал собранные им онежские былины (1871) по С., а не по сюжетам, как это практиковалось до него. Одновременно с Гильфердингом аналогичные наблюдения над С. производит в области эпической песенной традиции сибирских народностей В.В.Радлов. Обоими исследователями подчеркивается индивидуальный момент в процессе сочетания в стройное целое «типических» мест, усвоенных С. и соединяемых «переходными» элементами, а также в свободном отборе типических мест, необходимых для конструирования былины; отмечается зависимость индивидуальных особенностей былин от личных свойств и жизненного опыта С., от занятий, бытовой и природной обстановки. Распределение материала по исполнителям, а также предпослание ему биографий и характеристик С. становятся основным принципом организации материала во всех последующих сборниках былин, а ряд специальных исследований В.Ф.Миллера, А.В.Маркова, Б.М.Соколова, Б.Я.Владимирцова и др. углубляет и расширяет вопрос о роли С. былин и о взаимодействии традиционного и личного.

В области сказки проблема изучения С. была выдвинута несколько позже. Первый перенес принцип Гильфердинга на сказку и применил способ издания по сказителям Н.Е.Ончуков (1908). Вслед за ним также публикуют материалы Д.К.Зеленин, Б.М. и Ю.М.Соколовы, М.К.Азадовский и др. В настоящее время имеется значительный конкретный материал по отдельным С. Теоретическое освещение проблемы дали преимущественно: С.Ф.Ольденбург, М.К.Азадовский, выдвинувший задачу изучения стиля отдельного С. и впервые применивший метод издания отдельных полных репертуаров С., Б.М.Соколов и А.И.Никифоров, фиксировавшие внимание на манере исполнения и предлагавшие на основе ее изучения опыты классификации С.
Библиография:
Сказители былин. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики сказителей в сборниках былин (см.) статьи, исследования и очерки: МайковЛ., Певец былин в окрестностях Барнаула, «Известия Русского географического общества», 1874, т.X, №6; ХарузинаВ.Н., На севере, М., 1890; ЛяцкийЕ., Сказитель И.Т.Рябинин и его былины, «Этнографическое обозрение», кн. 23, 1894: Его же, Народные типы, Скоморощина наших дней, «Исторический вестник», 1899, XI; ВасильевН.В., Из наблюдений над отражением личности сказителя в былинах, «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук», т.XII, 1907, кн. 2; Олонецкая сказительница и вопленница Н.С.Богданова в Петербурге, «Олонецкая неделя», 1911, №29; ПришвинМ., Очерки, СПБ, 1913; СоколовыБ. и Ю., Сказки и песни Белозерского края, М., 1915; Тэр-СаргсянцС., Армянские ашуги, «Восточные сборники», М., 1924, №1; СоколовБ., Сказители, М., 1924; Соколов Юрий, По следам Рыбникова и Гильфердинга, «Художественный фольклор», №2—3, М., 1927; АстаховаА.М., Былина в Заонежьи, «Крестьянское искусство СССР», вып.1, Л., 1927; СоколовБ.М., Русский фольклор, вып.1, изд. 2, М., 1931; БерлинскийП., Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан Хурчи, М., 1933; MurkoM., La poesie populaire epique en Yougoslavie an debut du XX siecle, P., 1929; Его же, Epensangerinnen in Dalmatien, «Slavische Rundschau», 1935, VI. Сказители сказок. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики С. в сборниках сказок (см.) статьи, исследования и очерки: СемевскийМ., Сказочник Ерофей, «Отечественные записки», 1864, №№2, 5, 6, 8, 12; ЛесевичВ., Денисовский казак Р.Ф.Чмыхало, его сказки и присказки, «Мир божий», 1895, IV; БродскийН.Л., Следы профессиональных сказочников в русских сказках, «Этн. обозр.», 1904, №2; ГордлевскийВ., Из настоящего и прошлого «меддахов» в Турции, «Мир Ислама», 1912, №3; МакаренкоА.А., Две сказки русского населения Енисейской губ., «Живая старина», 1912, стр.351—381 (указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год); СавченкоС.В., Русская народная сказка, Киев, 1914; КозыревН.Г., Как я собирал народные сказки, «Живая старина», 1914, вып.3—4, и отд., П., 1915; КалинниковИ., Сказочники и их сказки, «Живая старина», 1915, стр.242—272 (указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год), и отд., П., 1916; ОльденбургС.Ф., Собирание русских народных сказок в последнее время, «ЖМНП», 1916, VIII; СоколовБ., Уголок русского сказочного мира, «Научные известия», 1922, II; ЕдемскийМ.Б., О собирании русских народных сказок, Сказочная комиссия в 1924—25 гг., Обзор работ, Л., 1926; AzadowskyM., Eine sibirische Marchenerzahlerin, (Н.О.Винокурова), Helsinki, 1926; ЭлиашН.М., Собирание сказок в Старорусском у. Новгор губ (1919—26), Сказочная комиссия в 1926г., Обзор работ, Л., 1927; ГринковаН.П., О записях сказок в Воронежской губ., в 1926г., Сказочная комиссия в 1926г., Обзор работ, Л., 1927; Ее же, Сказки Куприянихи, «Худож. фольклор», I, М., 1926; МервартЛ.А., Техника сказывания сказок у сингальцев, Сказочная комиссия в 1926г., Обзор работ, Л., 1927; КопецкийР., К изучению языка и стиля сказки, «Slavia», 1927, VII ВолковР.М., Словесне оформления великорусько; казки, «Зап. Одеського інст. нар. освіти», 1927, т.I; AzadowskyM., Pohadky z hornolenskeho kraje, «Narodopisny vestnik ceskoslovansky», 1928, XXI—XXII; НікіфоровО., Сьегочасна пінезька казка, «Етнограф. вісник», 1929, кн. 8; ГофманЭ.В., К вопрсу об индивидуальном стиле сказочника, «Художественный фольклор», вып.4—5, М., 1929; OldenbourS., d’, Le conte dit populaire: problemes et methodes, «Revue des etudes slaves», 9, 1929, p. 221—236; СоколовБ.М., Русский фольклор, вып.2, изд. 2, М., 1930; НікіфоровО., Теперішній заонезький казкар-сповідач, «Етногр. вісник», 1930, кн. 9; НикифоровА.И., Сказка, ее бытование и носители, в сб. «Русские народные сказки», сост. О.И.Капица, Гиз, М. — Л., 1930; АзадовскийМ.К., Сказительство и книга, «Язык и литература», т.VIII, Л., 1932; BerendsohnW.A., Grundformen volkstumlicher Erzahlerkunst in den Kinderund Hausmarchen der Bruder Grimm, Hamburg, 1922; HeydenF., Volksmarchen und Volksmarchenerzahler, Hamburg, 1922.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Сказка
I.ПонятиеII.С. как жанр1. Происхождение С.2. Виды С.3. Сказочные мотивы и сюжеты4. Сказочные образы5. Композиция С.6. Бытование С.III.Литературная С.БиблиографияI. ПОНЯ...

сказки
группа жанров народной эпической прозы. Основное отличие сказок от других прозаических жанров – отношение носителей традиции к описанным в них событиям как к вымыслу: «...

сказуемое => Сказуемость
сказуемое., Сказуемость., ...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!