Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Ренье А.

Ренье А.

РЕНЬЕ Анри, де (Henri de Regnier, 1864—) — французский поэт и романист. Р. в семье мелкого чиновника. Окончив юридический факультет, собирался стать дипломатом, но, увлекшись поэзией, целиком посвятил себя лит-ой деятельности. С 1911 — член Французской академии.

Р. дебютировал как поэт, примкнув к группе символистов. Особенно сильное влияние испытал он вначале со стороны Малларме (см.). Однако вскоре он занял в этой группировке довольно умеренную позицию, чуждаясь туманной вычурности, «магических формул» и других крайностей символизма. Почти с самого начала стихи Р. обнаружили его стремление к ясности и естественной пластичности образов. В предисловии к первому сборнику своих стихов «Les lendemains» (На завтра, 1885) Р. определяет свою задачу как «воскрешение прошлого, увековечение его мимолетных минут». Р. широко усвоил восходящую к Бодлеру идею «соответствий», существующих между вещами или рядами явлений жизни и природы. Но соответствия эти не имеют для него «таинственного» смысла и не уводят в какой-то «запредельный» мир, а имеют чувственно-материальный характер.

С 1900 Р. все более переходит к прозе. За самыми ранними рассказами его, выдержанными еще в символической манере и вошедшими в сборник «La canne de jaspe» (Яшмовая трость, 1897), последовал ряд романов. Вся поэзия Ренье, как и позднейшая его проза, проникнута ретроспективным эстетизмом и гедонизмом, окрашенным «сладкой меланхолией».

В своих произведениях Р. выступает как импрессионист с крайне незначительными элементами реализма. Основная тема его — любовь, для к-рой окружающая обстановка служит лишь декоративным и создающим настроение фоном. Герои Р. — обычно весьма состоятельные, праздные люди, часто без всякой профессии, все заботы и стремления к-рых относятся к области сердечных переживаний, подробнейшим образом анализируемых Ренье при полном отрыве их от окружающей жизненной обстановки. Холодный наблюдатель игры страстей в человеческом сердце, он считает, что назначение человека в том, чтобы наслаждаться мимолетными чувственными радостями жизни — грезить, любить, страдать и гибнуть, не задаваясь вопросом о причинах и смысле происходящего с ним. Его герои целиком отдаются пассивному созерцанию и самоанализу. Этот последовательный аморализм (связанный с эпикурейской безрелигиозностью) и фатализм выражаются в полном обходе Ренье всяких социальных и нравственных проблем.

Цель искусства для Р. — занимательность и развлечение. Он достигает этого не сложной фабулой или живым действием, а психологическими тонкостями, «причудливым» и «своеобразным». Поэтому он чрезвычайно любит изображать всякого рода чудаков и маниаков. Все изображаемое им крайне опоэтизировано: бытовые подробности обходятся, уродливое подается в плане пикантного гротеска, эротика (иногда очень острая) «изящно завуалирована». Ренье — выдающийся стилист, мастер характеристик и описаний. Но это искусство его, по указанным причинам, необыкновенно ограничено.

Несмотря на показную аполитичность Р. и его равнодушие к общественным вопросам, классовые позиции его очевидны. Низшие классы общества у него совершенно не фигурируют. Он исполнен также «великолепного» презрения к буржуазному строю жизни и к «мещанской» психологии. Положительные образы его почти сплошь принадлежат к аристократии, ведущей паразитарное существование. Однако заключить из этого о чисто феодальной идеологии Ренье было бы неправильно. В группе своих исторических романов, посвященных французским XVII и XVIII вв. (эпоха, отлично изученная Р.), он ярко вскрывает все гнетущее беззаконие и бесчеловечность старого режима — «Le bon plaisir» (По прихоти короля, 1902), «Les rencontres de M. de Breot» (Встречи г-на де Брео, 1904), «La pecheresse» (Грешница, 1920). A в романах из современной жизни у него часто изображены в комическом или прямо отталкивающем виде старые аристократические замашки, смешные в наше время — «Les vacances d’un jeune homme sage» (Каникулы скромного молодого человека, 1903), «Le mariage de minuit» (Полуночная свадьба, 1903), «Le divertissement provincial» (Провинциальное развлечение, 1925). Р. — идеолог тех слоев буржуазии, к-рые, оторвавшись от жизни и чувствуя свою обреченность, ищут утешения в бесперспективном и индиферентном ко всему гедонизме.

За последние 10 лет творчество Р. совершенно иссякло. Им было выпущено лишь несколько книжек импрессионистических и довольно бесцветных характеристик и воспоминаний («Nos rencontres», 1931, «De mon temps», 1933, и т. д.).
Библиография:

I. «Ouvres» Ренье выходят в 1913 в изд-ве «Mercure de France», в 1931 вышел 7-й т. «Ouvre romanesque», 1-re serie, 6 vv., вышло в 1929 в изд-ве «Trianon». Кроме указанного в тексте: Poemes anciens et romanesques, 1890; Les jeux rustiques et divins, 1897; Les medailles d’argile, 1900; Les amants singuliers, 1901; La double maitresse, 1900; La Cite des eaux, 1902; Le passe vivant, 1905; La sandale ailee, 1906; La peur de l’amour, 1907; Couleur du temps, 1909; Le miroir des heures, 1910; L’Amphisbene, 1912; Le plateau de laque, 1913; La Flambee, 1909 (русск. перев.: Первая страсть, 1913); Romaine Mirmault, 1914; L’illusion heroique de Tito Bassi, 1916; Histoires incertaines, 1920; Proses datees, 1925; Baudelaire et «Les Fleurs du mal», 1925; L’escapade, 1926; Vues, 1926; L’Altona ou la vie venitienne, 1919—1924, 2 vv., 1928; Casanova chez Voltaire, 1929; Supplement aux lettres du president de Brosses, 1929; Le vrai bonheur ou les amantes de Stresa, 1929; Escales en Mediterranee, 1931; Lettres diverses et curieuses ecrites par plusieurs a l’un d’entre eux, 1933, и др.; Собр. сочин. Под редакцией М. Кузмина, А. Смирнова и Ф. Сологуба, 19 тт., изд. «Academia», Л., 1924—1927 (только беллетристические произведения).

II. Gourmont J., de, H. de Regnier et son Ouvre, P., 1908; Berton H., H. de Regnier, le poete et le romancier, P., 1910; Honnert R., H. de Regnier, P., 1923; Венгерова З., Литературные характеристики, кн. II, СПБ, 1905; Гурмон Р., Книга масок, СПБ, 1913; Грифцов Б., Последний поэт, «София», 1914, V; Волошин М., Анри де Ренье, в сб. «Лики творчества», кн. I, СПБ, 1914; Смирнов А. А., Анри де Ренье, романист и рассказчик, Л., 1926.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Ренье М.
РЕНЬЕ Матюрен (Mathurin Regnier, 1573—1613) — французский поэт-сатирик. Сын зажиточного буржуа из Шартра; служил в свите французского посольства в Риме; вернувшись во Ф...

Реньяр
РЕНЬЯР Жан Франсуа (Jean Francois Regnard, 1655—1709) — французский комедиограф, ближайший преемник Мольера (см.). Р. в Париже в семье богатого торговца. В молодости мн...

Репиде
РЕПИДЕ Педро, де (Pedro de Repide, 1882—) — современный испанский писатель, публицист, беллетрист и драматург. Занимает в течение многих лет должность историографа Мадр...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!