Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Реминисценция => Ренан

Реминисценция

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (лат. «напоминание») — термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направлений для обозначения моментов бессознательного подражания в творчестве поэта, отличаемого от заимствования (см.) — сознательного подражания. Так напр. в образе любви соловья и розы, широко используемом европейскими романтиками (Байрон, Гейне и др.), некоторые исследователи видели Р. аналогичного образа персидской лирики, в эту же примерно эпоху ставшей доступной европейскому читателю в переводах (переводы Hammer-Purgstall’я и др.).

О методологической значимости понятия «Р.», подражания, заимствования вообще — см. Подражание, Методы домарксистского литературоведения, раздел III — 6, 7 и 8.

Ренан

РЕНАН Эрнест (1823—1892) — французский семитолог, историк христианства, мыслитель. Р. — также автор «Drames philosophiques» (Четыре философские драмы, 1888). Презрение к народу и пристрастие к аристократии составляют одну из основ мировоззрения Ренана. Оно питается страхом социальной революции, внушенным еще событиями 1848 и с еще большей силой Коммуной 1871. Чувствуя отвращение к промышленной и торговой буржуазии, Ренан сам является представителем верхушки этой буржуазии, хотя и сохранившей еще культ разума, науки и искусства, вражду к церкви, но перед угрозой социальной революции смыкающейся со старой родовитой аристократией. Отсюда все противоречия в мировоззрении Р., получившие отражение и в его драмах.

Первая «философская драма» Р. — «Caliban» (Калибан, 1878) — является продолжением «Бури» Шекспира. Просперо, возвратившись в свое миланское герцогство, занимается лабораторно-научными изысканиями по овладению силами природы. Под главенством Калибана народ подымает восстание. Калибан становится герцогом. Свергнутому Просперо он все же предоставляет возможность отдаваться научной работе. Калибан — этот первобытный дикарь — с момента восстания произвольно превращается у Р. в олицетворение массы, которая по Ренану, подобно низшим расам пригодна только на то, чтобы служить расе высшей — аристократии. Однако у Р. Калибан оказывается лучшим правителем, чем Просперо, и народ имеет все основания предпочесть его последнему.

«L’eau de Jouvence» (Живая вода, 1880) — продолжение «Калибана» — в противоположность схематизму первой драмы отличается сложностью и даже запутанностью сюжета. Действие происходит в XIV веке. Аристократы пытаются склонить Просперо вернуть себе миланское герцогство и сообщают о своей работе вредителей, сознательно расстраивающих промышленность в герцогстве, и пр. Просперо отклоняет их предложения. Что же касается Калибана, то Ренан примиряется с ним, не переставая считать его представителем низшей части человечества. В предисловии к «Живой воде» Р. говорит, что сначала его драма была задумана так, что привела бы в восторг консерваторов, но что он, любя Просперо, не любит тех, кто мог бы помочь ему вернуть себе герцогство. «Калибан, под влиянием власти изменившийся к лучшему, мне больше нравится». «В сущности Калибан нам оказывает гораздо больше услуг, чем это мог бы сделать Просперо, восстановленный иезуитами и папскими зуавами. Правление Просперо было бы не возрождением, а тяжким гнетом». Характерно, что исчезнувший раньше Ариэль появляется снова; это значит, что воплощенное в этом образе идеальное начало не чуждо, по Р., и демократическому течению.

В «Le pretre de Nemi» (Священник из Неми, 1885) Ренан выражает свою «веру в конечное торжество религиозного и морального прогресса, несмотря на повторяющиеся победы глупости и зла». В последней драме Ренана «L’abbesse de Jouarre» (Жуарская аббатисса, 1886), хотя представлена борьба аристократии с демократией, но тема драмы совсем иная, именно — Р. хотел показать «пример искупления материнской любовью ошибки, допущенной против необходимости общественных правил».

Собственно художественные достоинства драм Р. невелики, выраженный в первых из них аристократический социальный идеал реакционен, но все же в драмах сохранились общие черты Ренана как крупного стилиста, мастера нюансов и красноречивого резонера.

К художественному наследию Р. относят также его «Souvenirs d’enfance et de jeunesse» (Воспоминания детства и юности, 1883), отдельные эпизоды к-рых имеют форму рассказов («Трепальщик льна»), и несомненно ряд глав его знаменитой «Жизни Иисуса» (1863), в к-рой автор часто сглаживал противоречия своих источников, исходя из соображений стройности и целостности образа Христа. Этот образ — не бога, а человека — проникнут психологизмом.
Библиография:

I. Собр. сочин., 12 тт., изд. Б. Фукса, Киев, 1902—1903 (т. V. Философские диалоги; т. VII. Философские драмы; т. X. Воспоминания детства и юности). Драмы Р. выходили и отдельными изданиями: Источник юности, перев. и вступ. ст. Ю. Спасского, М., 1909; Калибан, перев. М. А. Головкиной, М., 1906. Рассказы печатались в журналах: Бретонка — в «Сев. вестнике», 1890, VII; Трепальщик льна — в «Русском обозрении», 1893, V; Эмма Козилис — там же, 1893, VI; Жуарская игуменья — в «Вестнике иностранной литературы», 1895, VI.

II. Guilloux P., L’esprit de Renan, P., 1920; Kuchler W., E. Renan, Gotha, 1921; Lasserre P., E. Renan et nous, Paris, 1923; Brunetiere F., Pages sur E. Renan, P., 1924; Boulenger J., Е. Renan et ses critiques, P., 1928; Renard E., E. Renan. Les etapes de sa pensee, P., 1929; Арсеньев К. К., Философская драма Ренана: Калибан — «Вестник Европы», 1879, I; Золя Э., Два литературные торжества. В. Гюго и Ренан, «Вестник Европы», 1879, V; Страхов Н., Ренан, в кн. автора «Борьба с Западом в нашей литературе», кн. I, СПБ, 1882; Бурже П., Очерки современной психологии, СПБ, 1888; Леметр Жюль, Литературные характеристики, «Русская мысль», 1888, IV; Пелисье Ж., Литературное движение в XIX ст., Москва, 1891; Слонимский Л. З., Эрнест Ренан, «Вестник Европы», 1892, XI, XII; Николаев Ю., Ренан как беллетрист, «Русское обозрение», 1893, VI; Слонимский Л., Философские драмы Ренана, «Вестник Европы», 1893, I; Годлевский Ф. С., Ренан. Его жизнь и научно-литературная деятельность, СПБ, 1895; Брандес Г., Э. Ренан, «Собр. сочин.», т. XII, Киев, 1903; Фаге Э., Э. Ренан, в кн. «Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века», 3-я серия, Москва, 1910.

III. Girard H. et Moncel H., Bibliographie des Ouvres de Renan, P., 1923.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Ренар
РЕНАР Жюль (Jules Renard, 1864—1910) — французский писатель. В молодости был мелким чиновником. По политическим убеждениям — левый радикал. Одно из первых произведений ...

Ренар-Лис
PEHAP-ЛИС (Renard) — герой французской средневековой сатирической эпопеи «Roman de Renard» (Роман о Лисе, конец XII—XIV вв.), облеченной в форму животного эпоса и ярко ...

Ренессанс
РЕНЕССАНС (Renaissance, Rinascimento) — Возрождение — слово, в своем специальном смысле впервые пущенное в оборот Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях художников» (1550). И...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!