Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Петров В. П.

Петров В. П.

ПЕТРОВ Василий Петрович (1736—1799) — одописец. По происхождению попович, до 16 лет — самоучка. По окончании духовной академии (1760) преподавал в ней риторику. В 1766 написал первую оду «На карусель» в честь празднеств по случаю коронации Екатерины. В 1767 П. был вызван в Петербург ко двору, назначен переводчиком при кабинете Екатерины и ее личным чтецом. В 1772—1774 жил за границей. По возвращении был назначен придворным библиотекарем. В 1780 вышел по болезни в отставку и отдался всецело лит-ой деятельности. П. пользовался симпатиями Екатерины и покровительством Потемкина; со смертью Екатерины, по словам П., настало «мудреное для музы моей время»: его оды Павлу I не доставили поэту никаких «милостей». Кроме торжественных од П. писал сатиры, послания; перевел «Энеиду» Вергилия и «Потерянный рай» Мильтона. В 1783 был избран членом Российской академии. Почитатели называли его вторым Ломоносовым.

Придворный стихотворец, П. в своих одах восхвалял государственный курс во внешней и внутренней политике (оды на присоединение польских областей — 1793, на сочинение проекта нового Уложения — 1767, на новые учреждения для управления губерний, сатира на шведского короля Густава III — 1788, и др.). П. не пошел дальше обычных для «просвещенного абсолютизма» общих фраз о равенстве людей, о высоте звания «человек», вполне умещавшихся в русле аристократического классицизма.

Ода как литературный жанр обязана П. рядом нововведений: лирический восторг отходит у него на второй план, лирический беспорядок уступает место большей логической стройности и последовательности в развитии темы. П. оживил оду описательным элементом; его метафоры и эпитеты придают одам внешний блеск и пластическую выразительность. Образы часто гиперболичны, синтаксис очень тяжел, обильны архаические славянские формы. П. высоко ценил призвание поэта; он благодарит небеса за то, что он «Не стряпчий, не судья, не пахарь, не князь, но стихотворец: Славнее нет сего и краше мастерства», и с большим самомнением утверждал, что «пел, ничьему не подражая складу». Фактически П. подражал Ломоносову и явился связующей нитью между творчеством последнего и Державина.
Библиография:

I. Сочин., 3 чч., изд. 2-е, М., 1811; Русская поэзия, Под редакцией С. А. Венгерова, вып. II и VI, СПБ, 1893 и 1897.

II. Грешищева Е., Хвалебная ода в русской литературе XVIII в. (М. В. Ломоносов, Сб. ст. Под редакцией В. В. Сиповского, СПБ, 1911); Гуковский Гр., Русская поэзия XVIII века, Ленинград, 1927; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, Москва, 1929.

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, часть 2, Петербург, 1902.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Петров Д. К.
ПЕТРОВ Дмитрий Константинович (1872—1925) — историк литературы, специалист по романским литературам и яз. Окончил Петербургский университет, был оставлен при нем акад. ...

Петров Е.
• Ильф И. и Петров Е. русские прозаики, соавторы. Ильф Илья (настоящее имя Илья Арнольдович Файнзильберг; 1897, Одесса – 1937, Москва), родился в семье банковского сл...

Петров Е. П.
ПЕТРОВ Евгений Петрович (1903—) — современный юмористический писатель и фельетонист. Совместно с И. Ильфом (см). им написаны два романа — «Двенадцать стульев» и «Золото...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!