Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Омофония

Омофония

ОМОФОНИЯ (от греч. homos — «сходный» и phonos — «звук») — стиховедческий термин, употребляющийся гл. обр. французскими исследователями стиха (P. Verrier, M. Grammont, E. Martin и др.) и обозначающий звуковую однородность стихотворной, шире — вообще художественной речи. В этом смысле к О. относят такие виды звуковой организации стиха, как аллитерацию, ассонанс, консонанс и рифму (см. соотв. статьи). Во всех этих случаях мы имеем дело с повторением однородных в звуковом отношении (омофоничных) явлений. Кроме того при анализе О. учитывают и такие звуковые явления, как ритм, систему интонирования (паузы и т. п.), короче, все, что усиливает звуковую однородность художественной речи. В этом смысле понятие омофонии охватывает все стороны звуковой организации стиха, независимо от того, в каких речевых явлениях эта звуковая однородность в данном случае сказалась.

В зависимости от характера литературного стиля меняется и его омофонная организация. Так напр. в русской литературе XVIII в. характерна тенденция избегать звуковых повторов внутри стиха; Ломоносов в «Риторике» советует «остерегаться от частого повторения одного письмени» («тот путь тогда топтать трудно»); Дмитриев в басне «История» по поводу строки «В таком то образе отечества отец» делает специальную сноску: «Кто-нибудь из моих критиков заметит, что в этом стихе три речения сряду начинаются с одной буквы. Винюсь перед ним и беру этот грех на мою совесть»... Наоборот у символистов (см.) находим совершенно иное отношение к О. стиха: «стремление максимально насытить стих омофоническими элементами» («чуждый чарам черный челн», Бальмонт и др.) и т. д.

В лингвистике понятие О. связано с построениями идеалистической социологии яз., с учением об однородности звуковой организации каждого яз. в каждую определенную эпоху его исторического развития, с утверждением обусловленности этой однородности единством национального стиля (школа Фосслера) или национального типа (Иордан). Как стиховедческий термин понятие О. в указанном выше смысле связано с понятием стиля, обусловлено им и следовательно может быть освобождено от идеалистической трактовки.
Библиография:
Артюшков А., Звук и стих, П., 1923; Его же, Стиховедение (Качественная фоника русского языка), М., 1927; Тимофеев Л., Проблемы стиховедения, М., 1931, стр. 42 и сл.; Verrier P., Essai sur les principes de la metrique anglaise, 1-re partie, P., 1909; Grammont M., Le vers francais, P., 1923; Martin E., Les symetries du francais litteraire, P., 1924; О лингвистических основах понятия «омофония» см.: Jordan, Sprache und Gesellschaft, в сборн. «Hauptprobleme. Erinnerungsgabe fur Max Weber», Munchen, 1923; Schrijnen J., Einfuhrung in das Studium der Indogermanischen Sprachwissenschaft, Hdlb., 1921.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Омулевский
ОМУЛЕВСКИЙ (псевдоним Иннокентия Васильевича Федорова) (1836—1883) — русский писатель. Р. в Петропавловске на Камчатке, в семье исправника. Детство и юность провел в Ир...

Оне
OHE Жорж (Georges Ohnet, 1848—1918) — французский писатель. Ряд романов и пьес О. (переделки тех же романов для сцены), объединенных в серию под названием «Жизненные би...

Онегинская строфа
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — вид строфы, примененный Пушкиным в «Евгении Онегине» (первоначально была создана Пушкиным в наброске поэмы «Таврида» в 1822). О. с. состоит из 14 ст...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!