Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Моногатари

Моногатари

МОНОГАТАРИ — наименование основного жанра повествовательной прозы, созданного японской аристократической литературой эпохи Хэйан (VII—XII вв.) и вместе с тем одного из наиболее развитых видов японской повествовательной прозы в целом. Возникновение М. связано с образованием в Японии первого сословия — аристократии, выросшей на базе рабовладельчества на развалинах родового строя и построившей централизованное государство с монархом во главе, фактически управляемое аристократическим родом Фудзивара. Эта аристократия, ориентируясь и опираясь на китайскую политику, была проводником китайского влияния и культуры в Японии, используя для этого новую технику материальной культуры, правовую и государственную идеологию, религию (буддизм); она же насадила и китайскую художественную литературу. Под этим влиянием на почве древнего фольклора вырастает первая в Японии художественная литература: поэзия — танка и проза — М. Истоки М. — в древних новеллах, образцы к-рых — в форме сказки и бытового, большей частью любовного рассказа — встречаются в первых письменных памятниках — историко-мифологических сводах Кодзики (см.) и Нихонги (VIII в.) и гл. обр. в «местных описаниях» — «Фудоки». Первое произведение, получившее наименование М., — «Такэтори-моногатари» (IX в.) — цикл новелл, большею частью буддийского и китайского происхождения, введенных в обрамляющую новеллу на сюжет древней японской легенды о лунной деве, спустившейся на землю, окруженной здесь женихами и, чтобы избавиться от них, дающей им невыполнимые задания, рассказы о мнимом выполнении к-рых даны в виде вставных новелл. Второе раннее М. — «Исэ-моногатари» (IX в.) (см.) — цикл коротеньких новелл, каждая из к-рых дает лирический эпизод в виде рассказанной более или менее подробно ситуации с введением в нее стихотворения как центра. Единство достигается приуроченьем этих эпизодов к одному герою. От этих двух корней развиваются дальнейшие М. От «Такэтори» идет приключенческий роман, питаемый оживленными путешествиями за море (Китай), сначала с некоторыми отголосками первоначальной сказочной фантастики — «Уцубо-моногатари», позднее — уже чисто бытовой роман — «Отикубо-моногатари» (X в.). От «Исэ» идет бытовая новелла, большею частью на любовный сюжет. Сборник таких новелл — «Ямахо-моногатари» (X в.). Постепенно, с достижением аристократией высшей точки своего развития (X—XI вв.), основным материалом романа становится реальная жизнь этой аристократии. Отсюда — нравоописательный роман, классический образец к-рого знаменитый — «Гэндзи-моногатари» (см.) (на рубеже X—XI вв.). В дальнейшем в связи с постепенным упадком хэйанского режима (созревание феодализма) намечается изменение установки романа. В основу повествования кладутся нарочитая запутанность и сложность фабулы. Таковы: «Согоромо-моногатари» (XI в.), «Хамамацу-Тюнагон-моногатари» (XI в.), «Торикаэбая-моногатари» (XI в.). Под конец происходит и изменение материала: вместо окружающей жизни берется прошлое; содержанием повествования становится любование эпохой расцвета аристократического режима, гл. обр. правления одного из канцлеров Фудзивара — Митинага. Так. обр. появляется исторический роман — «Эйга-моногатари» (XII в.), постепенно скатывающийся почти до уровня исторической хроники — «Окагами» (XII в.). С другой стороны, усиливаются дидактические тенденции, в связи с чем обозначается возврат к сказочному материалу, буддийскому и даосскому, расширяемому поучительными новеллами в конфуцианском духе. Это приводит к распаду большой формы — романа — и к возврату к новелле; сборник таких рассказов — «Кондзяку-моногатари» (XII в.). Наблюдается и стремление к гротеску, с культивированием опять-таки малой формы; таков сборник новелл «Цуцуми-тюнагон-моногатари» (XIII в.). С крушением хэйанского режима и переходом к феодализму (конец XII в.) аристократическая литература замыкается в тесном кругу императорского двора, уступая основное место литературе нового сословия — феодальной. Позднейшие М. — не более, чем эпигоны. Из них наиболее значительно «Кокэ-горомо» (XIII в.). В настоящее время М. фигурируют на правах «классического литературного наследия».
Библиография:
Конрад Н. И., Японская литература в образцах и очерках, т. I, Л., 1927.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Монодрама
МОНОДРАМА (от греческ. monos — «один» и drama — «драма») — драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером. Если этот единственный актер играе...

Монолог
МОНОЛОГ (от греческого monos — единственный, единый и logos — слово) — «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии — речь, одного действующего лица в услови...

моностих => Монт, де
моностих., Монт, де., ...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!