Лубочные картинки
ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ — издававшиеся для народа изображения, отпечатанные на бумаге и большею частью раскрашенные. В историко-литературном отношении они имеют большое значение, потому что 1) очень часто служат иллюстрациями к готовым литературным произведениям и 2) наоборот для своего пояснения порождают новый литературный текст. Следовательно, они являются лицевой лубочной литературой и к ним в главном должно быть отнесено все то, что говорится о характере последней, способах ее распространения и ее судьбе (см. в статье «Народная литература»). В силу наглядности изображения, отчетливого и резкого, избегающего полутонов и полутени, народные картинки были весьма популярны, т. к. облегчали усвоение малограмотным читателям литературного памятника. Лицевое издание некоторых произведений было шире распространено, чем неиллюстрированные их тексты.
Одним из многих примеров составления картинки к существующему литературному тексту может служить изданная по приказанию Екатерины II картина под заглавием: «Просьба Колязинскому архиепископу от монахов Колязинского монастыря» с текстом, известным еще в рукописи XVII в. Это — сатира на монастырскую жизнь. Екатерина II, приказывая печатать эту пародию и картину, задавалась целью подорвать в народе уважение к монастырям и подготовить народные массы к указу об отобрании монастырских земель и имуществ. Народные картинки являются иллюстрациями к разным видам до-петровской литературы, а также литературы новой — XVIII—XIX в.в. Помимо житий святых, легенд (напр., о Страшном суде и др.), повестей, интермедий, народные картинки иллюстрировали собою и произведения, взятые из устной словесности: сказки, былины, песни. С другой стороны, многие пришедшие с Запада граверы вызывали литературное творчество, особенно это касается картин веселого, забавного, часто игривого содержания. Составители текстов, большею частью виршевых, не стеснялись тем, что грубоватый, а иногда циничный тон не подходил к французской картине, изображающей, напр., какую-нибудь кокетливую жеманницу. Нередко текст не имел и совсем ничего общего с содержанием картинки, а вызывался лишь необходимостью соблюсти принятую манеру сопровождать картину какой-либо надписью.
Народные картинки, печатавшиеся первоначально с деревянных и медных досок, с последующей раскраской от руки, заменялись постепенно литографиями и хромолитографиями, но по содержанию своему, аляповатой и грубой обработке, сохраняли прежний традиционный тип.
Большие общественные события — особенно войны (напр., война 12 года, последняя русско-турецкая, японская, наконец, мировая) вызывали вспышки громадного спроса на картины, большею частью сатирико-каррикатурного характера.
Во время недавней гражданской войны обе враждующие стороны пользовались народной картиной с целью пропаганды. Советские агитационные организации широко развернули издание народных картинок с текстами. Обращенные к широким массам населения разнообразные плакаты усвоили во многом стиль народных картинок, как в манере изображения, так и в надписях.
Д. А. Ровинский. Русские народные картинки. Спб. (1891 г.). 5 т.т. и 4 т.т. атласа. Издание Академии Наук.
Снегирев. Лубочные картинки в московском мире. М. 1861 г.
Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.
Луведе Кувре ЛУВЕ ДЕ КУВРЕ Жан Батист (Jean Baptiste Louvet de Couvray, 1760—1797) — французский писатель, видный деятель эпохи Великой французской революции, автор всемирно известн...
Луговой ЛУГОВОЙ (псевдоним Алексея Алексеевича Тихонова) (1853—1914) — русский писатель. По происхождению купец, занимался экспортом хлеба и льна за границу. В начале 80-х годо...
Луговской ЛУГОВСКОЙ Владимир Александрович (1901—) — современный поэт. Сын преподавателя словесности. Учился в гимназии. С 1918 по 1924 с небольшим перерывом находился в Красной ...