Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Изохронизм

Изохронизм

ИЗОХРОНИЗМ — равновременность — равенство стиховых единиц во времени, деление стиха на ритмические единицы, равные между собой по длительности. Учение об И., лежащем в основе соизмеримости стиховых единиц, свойственно музыкальным теориям стихосложения (см.), исходящим из аналогии ритма стиха с ритмом музыки; как ритм последней возникает в результате чередования равных по своей временной длительности единиц — тактов (состоящих из отдельных нот, кратных друг другу), так в стихе — с точки зрения «изохронистов» (см. обоснование И. и перечень работ в этой области у Verrier P., Essai sur les principes de la metrique anglaise, Paris, 1909, v. I, p. 143) — наличествуют соизмеримые единицы — слоги, равные (или кратные) между собой по длительности, приравниваемой обычно к той или иной музыкальной единице счета (чаще к четверти ноты) и образующие такты, подобные музыкальным. Чередование стиховых единиц — тактов, составленных из соизмеримых по длительности слогов и следовательно также изохронных, и определяет ритм стиха. И. подкрепляется обычно еще указаниями и на генетическую связь стиха с музыкой, связанных между собой в первоначальном синкретическом (см.) периоде искусства. Сторонники изохронизма обнаруживают его в стиховых системах, не только действительно в той или иной степени связывающих стиховой ритм с длительностью, как напр. античный стих (см. Стихосложение метрическое) или народный стих, но и в системах стиха тонического и силлабо-тонического строя. Между тем отсутствие в последних строгого временного соответствия между ударным и безударным слогом, подобно устанавливаемому соответствию между кратким и долгим, равным по длительности двум кратким слогам (в античной метрике), не дает уже возможности обнаружить в реальном стихе элементы И.: каждый стиховой отрезок может иметь произвольную длительность, что нисколько не изменит его тонического ритма, поскольку для стихового ритма имеет значение закономерная последовательность его единиц, а не их изохронность. В связи с этим стремление уложить стих во временные рамки, подчинить его принципу музыкального счета, читать его под удары метронома, характерное для И., ведет к попыткам «подогнать» реальный стих под теорию, что и приводит к резкому его искажению у наиболее последовательных сторонников И. В России с точки зрения И. подходили к стиху Сенковский, Корш (работавшие много над изучением восточной метрики (опирающейся на изохронные теории)), Гинзбург и др. Примерами крайнего И. у нас являются «Метротоника» Малишевского (М., 1924) и статья Квятковского в сб. конструктивистов «Бизнес» (М., 1929).

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Изречение
ИЗРЕЧЕНИЕ — законченное выражение определенного, преимущественно философского или практически-морального смысла в пределах минимального интонационного (фраза, период) и...

изъявительное наклонение => Икар
изъявительное наклонение., Иканье., Икар., ...

Икбал => Икт
Икбал., Иконика., Икт., ...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!