Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Фламандская литература

Фламандская литература

ФЛАМАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. — Ф. л. средневековья и XVI в. так переплетена с североголландской (важнейшей частью к-рой она является), что раздельное рассмотрение их невозможно. В XVII и XVIII вв. в период испанского и австрийского господства о Ф. л. также не приходится говорить. Оживление наступило лишь после 1830, когда Фландрия составила часть вновь созданного королевства Бельгии. Отделение Бельгии от Голландии, к к-рой она принадлежала с 1815, усилило потребность в собственной литературе, а также в национальном самоопределении фламандской культуры.

Первым передовым бойцом фламандской национальной культуры был эссеист И. Ф. Виллемс (J. F. Willems, 1793—1846); первым более значительным, хотя и мало оригинальным, поэтом — К. Л. Ледеганш (K. L. Ledeganck, 1805—1847), главное произведение к-рого «Три братских города» (De drie Zustersteden, 1846) имеет определенную националистическую окраску. Большой круг читателей приобрел Г. Консциенс (H. Conscience, 1812—1883), автор популярных рассказов. К нему близок более реалистический И. Л. Д. Слиск (J. L. D. Sleezck, 1818—1901). Затем выдвинулись поэты — И. ван Бирс (J. van Beers, 1821—1888) и Т. ван Рисвик (Th. van Rijswijck, 1811—1849). Мастером очерков явился А. Бергманн (A. Bergmann, «Tony», 1835—1874). Во второй половине этого периода выдвигается новеллистка и романистка Виргиния Ловелинг (V. Loveling, 1836—1923). Единственным крупным поэтом этого периода был католический священник Гвидо Гезелле (Guido Gezelle, 1830—1899), находившийся под влиянием литературы XVII в., и Старинга (1767—1840), творец очень богатой, ритмически утонченной поэзии природы, к-рая, однако, мало ценилась его современниками. Вождем нового фламандского национального студенческого движения был поэт Альбрехт Роденбах (A. Rodenbach, 1856—1880).

Оживление национального самосознания во Фландрии, наметившееся в конце XIX в., совпало по времени с влиянием голландского литературного движения 1880, наложившего отпечаток и на Ф. л. этого времени. Новое течение, начало к-рому было положено в 1893 журналом «Van Nu en Straks» («О сегодняшнем и близком»), стремилось преодолеть узость мелкобуржуазных иллюзий и провинциальную скудость форм Ф. л. Однако значительным влиянием оно не пользовалось.

Жизнь крестьян все еще в основном аграрной Фландрии рисовали с большой любовью и успехом Цириель Бюисс (Cyriel Buysse, 1859—1932) и Стин Стрейвельс (Styn Streuvels, р. в 1872); первый — сын либерального фабриканта, реалистически и с легкой иронией изображал отсталость крестьянства; второй — деревенский пекарь, в произведениях к-рого — смесь реализма и пышной романтики природы. Самым значительным поэтом был мрачный, формально многообразный Карель ван де Вустин (Karel van de Woestyne, 1878—1929). Как народный поэт имеет большие заслуги Ренэ де Клерк (Rene de Klercq, 1877—1932), сын крестьянина, к-рый наряду с лирическими стихотворениями сочинял революционные песни и пользовался большой популярностью. После мировой войны он почти ничего не писал.

Типичным интеллигентом-эклектиком и скептиком, взгляды к-рого отчасти отмечены влиянием социал-демократии, является всесторонний Герман Тейрлинк (H. Teirlinck, р. 1879), тонкий стилист и романтик.

Многообещающей книгой «Pallieter» (1916), прославлявшей чувственную радость жизни, дебютировал Ф. Тиммерманс (F. Timmermans, р. 1886), к-рый впоследствии под церковным влиянием стал ханжой и не создал ничего значительного.

Наиболее влиятельным вождем молодого фламандского культурного движения является в настоящее время превосходный критик-эссеист, историк искусства А. Вермейлен (A. Vermeylen, р. 1872).

Нужду пролетариев (Антверпена) и мелкой буржуазии в послевоенное время ярко рисовал Лоде Циленс (Lode Zielens, р. 1901). Хотя работы Циленса проникнуты известной революционной тенденцией, она затеняется его пессимизмом. В условиях послевоенного времени коренится и пессимизм фрейдиста Г. Вальшапа (G. Walschap, р. 1898) и В. Элсшота (W. Elschot, псевд. A. de Ridder), к-рый обрисовал с беспощадным сарказмом пустоту мелкобуржуазной жизни.
Библиография:
Delepierr, J o., A Sketch of the history of Flemish literature..., L., 1860; Watter O., La litterature et la poesie flamandes, Tournay, 1893; Coopman Th., Geschiedenis der Vlaamsche letterkunde van het jaar 1830 tot heden, Amsterdam, 1910; Frings Th., uber die neuere flamische Literatur, Marburg, 1918; Bock E., de, Beknopt Overzicht van de vlaamsche Letterkunde in de 19 eeuv., Antwerpen, 1921; Hamelius P., Introduction a la litterature francaise et flamande de Belgique, Bruxelles, 1921; Его же, Histoire du mouvement flamand au XIX siecle, Bruxelles, 1924; Ridder A. de, La litterature flamande contemporaine, 1890—1923, Anvers, 1923; Kenis P., Een Overzicht van de vlaamsche letterkunde na «Van nu en Straks», Amsterdam, 1930.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Фламандский язык => Флексия основ
Фламандский язык., Флексия основ., ...

Флексия слов
ФЛЕКСИЯ СЛОВ. Последний суффикс или окончание собств. синтаксических форм словоизмения. Сюда в русском яз. относятся: а) надежные окончания существительных и прилагател...

Флективные или флектирующие языки
ФЛЕКТИВНЫЕ ИЛИ ФЛЕКТИРУЮЩИЕ ЯЗЫКИ. Языки, образующие формы с помощью флексии основ (см.). Во Ф. Я. различают 1. языки по терминологии Фортунатова собств. флективные, в ...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!