Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Ефремин => Ефремов

Ефремин

ЕФРЕМИН А. (1888—) (псевдоним Александра Владимировича Фреймана) — современный литературовед. Е. преимущественно работал над изданием собрания сочинений Демьяна Бедного (тт. X, XI, XII, XIII, Гиз) и изучением его творчества. В своих книгах — «Демьян Бедный в школе» (М., 1926), «Демьян Бедный и искусство агитки» (М., 1927), «Демьян Бедный на противоцерковном фронте» (М., 1927) и «Громовая поэзия» (М., 1929) — Е. в общем правильно раскрывает общественную значимость его творчества. Однако эти работы сильно обесценены неправильным подходом Е. к проблеме стиля Бедного и выспренней манерой изложения.

Ефремов

Иван Антонович (1907, д. Вырица, ныне Ленинградской обл. – 1972, Москва), русский писатель, учёный-палеонтолог.

И. А. Ефремов
И. А. Ефремов

 
Детство провёл в южных портовых городах. С 1921 г. – в Петрограде, где окончил Мореходные классы; плавал матросом на Охотском и Каспийском морях. С 1925 г. как палеонтолог-любитель участвовал в научных экспедициях в Закавказье, Средней Азии, Якутии, Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. В 1935 г. экстерном окончил геологоразведочный ф-т Ленинградского горного ин-та. В 1942 г. написал ряд научно-фантастических и приключенческих новелл, привлёкших внимание А. Н. Толстого «правдоподобностью необычайной» (вошли в сборники «Встреча над Тускаророй», «Пять румбов», оба – 1944; «Белый рог», 1945; «Алмазная труба», 1946). Здесь, как и в научно-фантастической повести «Звёздные корабли» (1948), проявилось умение писателя строить увлекательный сюжет, рисуя столкновение человеческого разума с тайнами природы. Размышления об изначальных основах культуры содержатся в историко-фантастических повестях Ефремова «На краю Ойкумены» (1949) и «Путешествие Баурджеда» (1953), объединённых в дилогию «Великая дуга» и воссоздающих наивные представления древних греков и египтян об окружающем мире. Огромную популярность приобрёл научно-фантастический и социально-философский роман-утопия Ефремова «Туманность Андромеды» (1957) – попытка изобразить будущую коммунистическую республику планетарного масштаба, где на основах разума и гуманистической этики возникает Великое Кольцо, содружество земной и многих внеземных цивилизаций. Продолжением данной темы стала повесть «Cor Serpentis» («Сердце змеи», 1959), в которой автор полемизирует с популярной в западной фантастике (в т. ч. у Г. Уэллса) концепцией не единства, но «борьбы миров». Своё видение альтернативных направлений эволюции человечества, которое может раскрыть заложенный в нём потенциал гармонической личности, но может пойти и по ложному, искажающему человеческую суть пути создания олигархически-тоталитарного строя, писатель изложил в социально-фантастических романах «Лезвие бритвы» (1962) и «Час быка» (1968—69). Идея равенства всех людей в сфере духа, представление о женщине как о высшем типе личности прочитываются в романе Ефремова «Таис Афинская» (1972), обращённом к эпохе Александра Македонского. Оказавший значительное влияние на развитие отечественной научной и социальной фантастики, Ефремов был автором также художественно-документальной книги «Дорога ветров» (1956) – о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби.
ЖАНР (франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род. Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма, жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике, события в эпосе, драматический сюжет в драме). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия, шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон), трагические, элегические и пр. Со времён античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трёх стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают ещё и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.
Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определённому литературному роду, важен объём произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объёмом (объём романа, как правило, больше) и количеством освещённых проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей, являющейся ещё более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с её более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.
С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).
Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвящённые критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.
Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определённую эпоху, в творчестве определённого писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие ещё в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.
Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.
Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Ефрем Сирин
ЕФРЕМ СИРИН — выдающийся церковный писатель. Р. в начале IV в. в окрестностях Низибии, умер в начале V в. Сочинения его, написанные на сирийском языке, очень многочисле...

Еули => Ефимов
Еули., Ефимов., ...

Еске-Хоинский
ЕСКЕ-ХОИНСКИЙ Теодор (1854—1920) — польский критик, романист и публицист, один из наиболее ярых поборников консерватизма. Противник лит-ой группировки «Молодая Польша» ...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!