Джавид
ДЖАВИД Гусейн (1889—) — крупный современный поэт Азербайджана. Р. в г. Нахичевани на Араксе, в семье мусульманского ахунда (священника). Начальное образование получил в Персии, у духовного лица; в дальнейшем в качестве купца некоторое время жил в Константинополе, где находился под сильным влиянием турецкого философа и поэта Риза-Тевфик-бея и был его учеником. По возвращении в Азербайджан занимался педагогической и литературной деятельностью.
Первые произведения Д. были напечатаны в бакинском журнале «Фиюзат» (см.) под псевдонимом Раси-Задэ. В период своей «философской учобы» в Константинополе Д. печатался в органе панисламистов «Сыратуль Мустаким». Наиболее характерные его произведения написаны после войны — драмы в стихах и в прозе: «Ана» (Мать), «Афет», «Шейх-Санан», «Иблис» (Демон), «Шейда, «Учурум» (Пропасть), «Пейгамбэр» (Пророк), «Топал Теймур» (Тамерлан), «Азер» и «Дели Князь».
В тюркской литературе Азербайджана Д. выступает как идеолог крупной буржуазии, отображая в своих произведениях последний этап ее развития. Если Мамед Хади (см.) гл. обр. певец восходящей буржуазии, то Д. — идеолог последних дней буржуазии; это очень ярко сказалось в его мистико-романтическом пафосе и стиле.
Первоначально Д. (в драме «Шейх-Санан») находится под влиянием персидского суфизма (мистицизма). Во втором произведении — «Иблис», написанном после империалистической войны, в период расцвета кемалистского движения, намечается уже переход Д. к своеобразному сочетанию рационализма и субъективизма, социального идеализма и мистицизма.
В «Иблис» и «Ариф» выявлено идеологическое credo Д., и последующие его драмы являются только дополнением к ним. Драма «Шейда» — апология послереволюционной буржуазии. После апрельского переворота в Азербайджане Д. отвернулся от реальной действительности, в своем творчестве ушел в далекое прошлое, пытался по-своему воспроизвести Магомета с его религиозной революцией и Тамерлана с его кровавыми нашествиями. Эти два события изображены у Д. красочно, а герои — Магомет и Тамерлан — идеализированы. В своих последних произведениях Д. делает явно неудачную попытку приблизиться к советской действительности. Не постигнув смысла революционной эпохи, Д. в современной азербайджанской литературе остается выразителем буржуазной идеологии.
Библиография:
I. Ана, Гечмишь Гюнляр, Марал, Афет, Шейх-Санан, Иблис, Учурум, Пейгамбэр, Топал-Теймур; Стихи в журн. «Маариф вэ Меденийет», Баку, 1923—1927, в журн. «Шарк Кадыны», Баку, 1925—1928; Эдеби Парчалар, Баку, 1926 и т. д.
II. Критические статьи в тех же журналах и в константинопольском журнале «Тюрк-Юрд», 1927; Дан-Юлдузу, Тифлис, 1928; в газете «Коммунист», Баку, 1927—1928.
Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.
Джавтопелы ДЖАВТОПЕЛЫ Зиядгин Менлы Азиз (1905—) — современный крымско-татарский поэт. Р. в семье среднего крестьянина. Учился в сельской школе, потом в педтехникуме, после оконча...
Джайнская литература => ДжалилДжайнская литература., Джакомо., Джалил., ...
Джалиль (настоящая фамилия Залилов) Муса Мустафиевич (1906, с. Мустафино Шарлыкского р-на Оренбургской обл. – 1944, Берлин), татарский поэт. Муса Джалиль Родился в с...