Двудольные размеры
ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ — иначе двусложные — размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей — сильной и слабой, или наоборот — слабой и сильной (U U — хорей и U U — ямб). Основным для них является то, что ударения они располагают только на нечетных по отношению к последнему ударению (константе, см.) слогах; при этом очень часто сильные доли стопы остаются без ударения или наоборот ударение попадает на слабые доли, напр. «аUдмиUраUлтеUйскаUяU иUглаU» и «ТоUгдаU чеUртаU, взгляUд, вздоUх, цвеUт, слоUвоU». В этих случаях силлабо-тоническая теория говорит о «замене» (см. Ипостаса) основных стоп (ямб, хорей) — вспомогательными (пиррихий: U U и спондей: U U ); так в первом случае имеем — пиррихий, ямб, пиррихий, ямб; во втором — ямб, ямб, спондей, спондей; наконец бывают случаи, когда одна из основных стоп «замещает» другую, например: «БоUй баUраUбаUнныUй, клиUкиU, скреUжет», где первая стопа ямба «заменена» хореем (см. Хориямб). Чередование строк, внутри к-рых различным образом расположены ударения на нечетных слогах, и создает в основном ритмическое движение. Очень характерно для Д. р. тяготение к так наз. диподическому строению (по Сиверсу), когда ритмические ударения объединяются в группы (по два), причем одно из них сильнее другого (по типу): U U U U U U U U где U подчиненное и U главное ударение, напр.:
«Где всUе путUи и всUе распуUтья
ЖивоUй клюкоUй изможденUы».
В связи с этим часты и такие случаи, когда подчиненные ударения почти совсем опускаются, напр.:
«Мы — роковые глубины,
Глухонемые ураганы
Упали в хлынувшие сны,
В тысячелетние туманы».А. Белый.
Однако каждое ударение в Д. р. может быть и самостоятельным, напр.:
«Октябрь лег в жизни но`вой э`рой,
Властне`й века` разгороди`л,
Чем все` эпо`хи, че`м все ме`ры,
Чем Ренесса`нс и дни Атти`л».В. Брюсов.
В стихотворной практике эти модификации Д.р. обычно в той или иной степени совмещаются. Эд. Сиверс (Ed. Sievers, Rhytmisch-melodische Studien, H., 1912) предлагает называть Д.р. — ритмические ударения — самостоятельно моноподическим (или подическим) типом, в противоположность диподическому, где ударения делятся на главные и подчиненные; по его мнению, преобладание моноподического типа характеризует стихи со смысловой или повествовательной установкой, а диподического — стихи эмоционального, лирического характера. Это указывает на зависимость ритма от характера данного стиля или жанра. Д.p. в русской поэзии чрезвычайно распространены. Именно с них начали основатели русского силлабо-тонического стихосложения; первоначально у нас появился хорей (Тредьяковский, Эпистола к Аполлину, 1735), а затем и ямб (Ломоносов, Ода на взятие Хотина, 1739). Постепенно однако Д. р. вытесняются трехсложными размерами, а главное — современным чисто тоническим стихом. Силлабо-тонический стих, Ритмика.
Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.
двусложные размеры => Двустишиедвусложные размеры., двусоставные предложения., Двустишие., ...
Де Квинси ДЕ КВИНСИ Томас (Thomas de Quincey, 1785—1859) — английский писатель. Причислял себя к древнему аристократическому роду и перед фамилией поставил «de», но родился в кул...
де Костер (de coster) Шарль (1827, Мюнхен – 1879, Иксель), бельгийский писатель. Ш. де Костер Отпрыск старинного фламандского рода, окончил Брюссельский ун-т (1855). С...