Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Ахмад-Хафиз-Назар => Ахмадулина

Ахмад-Хафиз-Назар

АХМАД-ХАФИЗ-НАЗАР — один из первых авторов повестей и романов (в европейском понимании этих терминов) в литературе урду в середине и второй половине XIX в. Его творчество характеризуется значительной степенью тенденциозности, малозначимостью традиционных любовных фабул, преобладанием диалогической формы и известным реализмом в обрисовке характеров. Из повестей и романов А. наиболее известны «Mirat ul Urus» (Зеркало невесты); «Ibn ul Wakt» (Сын своего времени), «Banat и Narsquoash Rursquoy; — i Sdig;» (Семь звезд Большой медведицы). А. — лучший переводчик Корана на яз. урду.

Ахмадулина

Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 1937, Москва), русская поэтесса.

Б. А. Ахмадулина
Б. А. Ахмадулина

 
Родилась в семье служащих, окончила Литературный ин-т (1960). Публиковаться начала в 1955 г. в периодике. В 1962 г. вышла первая книга «Струна», в 1968 г. эмигрантское издательство «Посев» выпустило сборник «Озноб». В 1969 г. в СССР вышла вторая книга «Уроки музыки», за которой последовали «Стихи» (1975), «Свеча», «Метель», «Сны о Грузии» (все три – 1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1987), «Стихотворения» (1988), «Избранное» (1988), «Побережье» (1991), «Ларец и ключ» (1994) и др. «Поэзия Ахмадулиной – лирический дневник, личное откровение. Часто в название стихотворения прямо выносится дневниковая дата («День 12 марта», «Ночь на 30 апреля»). Но даже если этого нет, стихотворение обычно посвящается реальному событию или впечатлению, часто обыденному, не выделяющемуся из общего ряда. Поэтесса пересоздаёт его, превращает в таинство, в чудо. Событие показывается замедленно, разделяется на мельчайшие составляющие, как бы переоформляется и театрализуется» (В. Агеносов, К. Анкудинов). Ахмадулина вошла в большую литературу на волне поэтического подъёма 1960—70-х гг., когда на фоне обострившегося интереса к поэзии сформировались две основные линии: громкая, или эстрадная, и «тихая лирика». Творчество Ахмадулиной исследователи относят вместе с произведениями А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественским к первой. Однако стилистически лирика поэтессы сильно отличается от плакатно-размашистого публицистического стиля вышеназванных авторов. Её особенностью является некоторая архаичность. Для поэтессы были чрезвычайно важны принцип свободы творчества и правильности поэтического языка. С первых шагов в поэзии Ахмадулина стремилась не делать ошибок в языке. Её кумиром была экспрессивная М. И. Цветаева, но собственный поэтический голос звучал намного сдержанней и чуть ироничнее. В стихотворении «Свеча» (1962) Ахмадулина определила своё творческое кредо так:

Всего-то – что была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.

Поэтесса приобретает известность и заслуженную любовь читателей, но остаётся верна раз и навсегда найденной поэтической манере, в основе которой лежат медитативные интонации, перенесение обыденных реалий в ранг высоких художественных ценностей. Ахмадулина – книжный поэт. В её творчестве много цитат и посвящений А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштаму, В. С. Высоцкому, Б. Ш. Окуджаве. Ахмадулина тяжело переживала сталинскую эпоху, на фоне которой прошло её детство. Отличаясь поэтической сдержанностью, она всегда занимала чёткую и активную общественную позицию по отношению к политическим событиям (в частности, выступала против диссидентских процессов). Ей не хотелось по-ахматовски оплакивать своих друзей. И всё-таки поэтесса не избежала стихотворений подобного рода. В качестве примера можно привести стихотворение «По улице моей который год» (1969):
По улице моей который год

Звучат шаги – мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

Той темноте за окнами угоден.

Ахмадулина пишет об одиночестве, но даже это мучительное и тоскливое чувство обретает в данном поэтическом контексте романтические черты. Центральным композиционным стержнем стихотворения является развёрнутая метафора. Лирическая героиня ведёт поединок с одиночеством, которое её окружает. Она ищет утешения то в природе, то в искусстве, пытается философски смотреть на мир и стать мудрой:
И я познаю мудрость и печаль,

Свой тайный смысл доверят мне предметы,

Природа, прислонясь к моим плечам,

Объявит свои детские секреты.

Обретая гармоническую цельность, поэтическая натура лирической героини становится самодостаточной.
Ахмадулина плодотворно работает в 1990-е гг., об этом свидетельствует большое количество поэтических сборников: «Гряда камней» (1995), «Звук указующего» (1995), «Созерцание стеклянного шарика» (1997), «Миг бытия» (1997), «Зимняя замкнутость» (1998), «Возле ёлки» (1999), «Друзей моих прекрасные черты» (1999) и др.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Ахматова
АХМАТОВА Анна (1888–) — Анна Андреевна Горенко, по первому мужу Гумилева, — поэтесса. Первую книгу стихов «Вечер» выпустила в 1912 (изд. «Цех поэтов»). Затем книги стих...

Ахмед Мидхат Эфенди
АХМЕД МИДХАТ ЭФЕНДИ (1845–1913) — турецкий писатель. Р. в Константинополе. Учился в Виддине, затем в Нише и в Рущуке, где впоследствии получил должность секретаря губер...

Ахмед Хикмет Бей
АХМЕД ХИКМЕТ БЕЙ (-1927) — выдающийся представитель новой турецкой литературы. Образование получил в начальной военной школе Соук Чешмэ, в Константинополе, и затем в уч...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!