Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Ассоциация

Ассоциация

АССОЦИАЦИЯ. В психологии термин «А.» означает различные виды соединения простых представлений в более сложные сочетания психических элементов. В руководствах по психологии глава об А. обычно содержит описание общего механизма таких соединений — в отличие отдела об апперцепции (см.), изучающего специфическое преобразующее воздействие, к-рому новые элементы, вступающие в поле сознания, подвергаются со стороны уже сложившихся ранее психических образований. — Понятие А. приобрело первостепенное значение в психологии английских эмпириков, как материалистического (Гертли, Пристли) так и идеалистического (Давид Юм) толков. У Гертли (1704–1757) и у Юма (1711–1776) термин «А. идей» равносилен термину «А. представлений». В учении об А. представители английской ассоциационной школы исходили из допущения, будто представления могут возобновляться в сознании с теми же признаками, что и в первый раз. В связи с этим учение об А. должно было объяснить механизм воспроизведения представлений, напр. в памяти или в воображении. Из многообразных видов сочетания психических элементов ассоциационная школа изучала преимущественно различные формы воспроизведения, в к-рых ассоциированные представления следуют друг за другом во времени. Опираясь на данную Аристотелем логическую схему для актов припоминания, психологи пытались наметить классификацию различных видов А. Обычно различают, с одной стороны, А. по сходству и контрасту, с другой — А. по одновременности и последовательности. Два последних вида часто объединяют в понятии А. по смежности. В дальнейшем развитии описательной психологии был сделан ряд попыток — свести все виды А. к одному основному типу, обычно — к А. по смежности. С успехами экспериментальной психологии пало значение ассоциационной теории: было доказано, что вся теория А. вращается в ложном кругу, ибо представления, к-рые рассматривались этой теорией как неделимые элементы, сами оказались продуктом А. сложных психических образований. Кроме того было доказано, что процессы воспроизведения, — а они составляли главный объект ассоциационной теории, — никогда не могут быть тождественным повторением прежних впечатлений. — Теория А. проникла и в эстетику. Фехнер (1801–1887) ввел понятие А. в изучение эстетического восприятия. Анализируя условия эстетического удовольствия, Фехнер устанавливает шесть эстетических принципов или законов, в числе к-рых видное место занимает принцип А., или материальный принцип, определяющий содержание эстетического удовольствия. Наряду с «принципом А.» Фехнер ввел в теорию восприятия различие прямых и ассоциативных факторов эстетического впечатления. По Фехнеру, эстетическое впечатление складывается, во-первых, из впечатлений, обусловленных свойствами самого воспринимаемого предмета, и, во-вторых, из представлений, которые не имеют прямого отношения к воспринимаемому объекту и присоединяются к нему на основе всего предыдущего опыта личности. Громадная роль ассоциативного фактора состоит, по Фехнеру, в том, что благодаря ему предмет не просто воспринимается или усваивается нами, но присоединяется ко всему содержанию нашей жизни, вступает в связь с этим содержанием и наделяется тем значением и тем смыслом, к-рых, сам по себе, без ассоциативной связи с нашим опытом, иметь не может. — Учение Фехнера об ассоциативных факторах эстетического впечатления разделяет общие недостатки всех ассоциационных теорий психологии. Во-первых, оно не в силах установить специфические признаки, к-рыми эстетический ассоциативный фактор отличается от прочих видов А. Осмысливание воспринимаемых объектов, наделение их жизнью и выражением при помощи ассоциативных связей с прошлым опытом личности имеет место не только в актах эстетического восприятия, но характерно для всех без исключения процессов восприятия: эстетических и вне-эстетических. Поэтому один анализ А., сопровождающих восприятие эстетического объекта, не может привести к пониманию конститутивных признаков эстетического впечатления. Во-вторых, даже отказавшись от надежды выяснить при помощи понятия об ассоциативном факторе спецификум эстетического восприятия и ограничив задачу изучением роли ассоциативных связей в общих психологических условиях восприятия, приходится признать, что ассоциационное учение, как всякая вообще механистическая теория, бессильно объяснить реальную диалектику конкретной психической действительности. Сочетание представлений не может быть принципом объяснения душевной жизни. В основе ассоциационной теории лежит неверное положение, будто сложные психические комплексы могут быть сведены без остатка и непосредственно к неделимым простейшим единицам (представлениям), из к-рых они возникли. Физиологическую сторону процессов соединения представлений изучает объективная психология в экспериментальном учении об условных рефлексах.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Читайте также в Литературной энциклопедии :

Астарта => Астафьев
Астарта., Астафьев., ...

Астеизм => Астон
Астеизм., Астон., ...

астроним => астрофизм
астроним., астрофизм., ...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!