Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Челлини Бенвенуто

Значение слова "Челлини Бенвенуто"

Челлини (Cellini) Бенвенуто (3.11.1500, Флоренция, — 13.2.1571, там же), итальянский скульптор, ювелир и писатель. Учился у ювелира М. Бандинелли; испытал влияние Микеланджело. Работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме (1532—40), Париже и Фонтенбло при дворе Франциска I (1540—45). Один из известнейших мастеров маньеризма, Ч. в своих виртуозных скульптурных и ювелирных произведениях изображал изящные, преувеличенно вытянутые фигуры, часто в сложных поворотах (солонка короля Франциска I, см. илл.; «Нарцисс», см. илл.; «Распятие», мрамор, 1562, церковь Эскориала, Испания), смело решал проблемы абсолютно круглой скульптуры [особенно в статуе «Персей» (бронза, 1545—54, Лоджия деи Ланци, Флоренция), отмеченной, однако, как и многие другие работы Ч., излишней измельчённостью и дробностью форм].

  Всемирную славу Ч. как писателю принесли его мемуары «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Книга, продиктованная им между 1558 и 1565 (1 изд. 1728, рус. пер. 1848), осталась незаконченной. Это — напоминающая авантюрный роман автобиография художника. Она отличается непосредственностью рассказа, игнорирующего нормы литературного стиля, правила грамматики; в ней присутствует язык улицы, ярко воссоздан характер человека Позднего итальянского Возрождения. Выступал и как теоретик искусства, создав «Два трактата о ювелирном искусстве и скульптуре» (1568).

 

  Соч.: Vita, а cura di G. G. Ferrero, Torino, 1959; в рус. пер.—Жизнь..., пер. М. Лозинского, вступ. статья А. К. Дживелегова, М. — Л., [1931]; то же, 2 изд., вступ. ст. Л. Пинского, М., 1958.

 

  Лит.: Дживелегов А. К., Очерки итальянского Возрождения. Кастильоне, Аретино, Челлини, М., 1929; Виппер Б. Р., Бенвенуто Челлини, в его кн.: Статьи об искусстве, [М., 1970]; Camesasca Е., Tutta l'opera del Cellini, Mil., 1955; Calamandrei P., Scritti e inediti celliniani, Firenze, 1971.

 


Декоративно-прикладное искусство 15—16 вв. Б. Челлини. Солонка короля Франциска I. Золото, эмаль, драгоценные камни. 1539—43. Художественно-исторический музей. Вена.


Б. Челлини. «Персей», Бронза. 1545—54. Лоджия деи Ланци. Флоренция.


Б. Челлини .


Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ :

Челнок (ткацкий)
Челнок, 1) ткацкий, рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную нить между нитями основы при выработке ткани. Представляет собой тело обтекаемой формы с полостью для размещения...

Челноклюв
Челноклюв (Cochlearius cochlearius), птица семейства челноклювов отряда голенастых. Длина тела около 50 см. Клюв широкий (до 5 см) с небольшим крючком на конце, напоминает перевёрнутый ч...

Челноков Николай Васильевич
Челноков Николай Васильевич [26.4(9.5).1906, Иркутск, — 16.7.1974, Москва], дважды Герой Советского Союза (14.6.1942 и 19.8.1944), генерал-майор авиации (1949). Член КПСС с 1940. В Красн...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!