Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Сковорода Григорий Саввич

Значение слова "Сковорода Григорий Саввич"

Сковорода Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.

  С. был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

  Философское учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии С. придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.

  Социальные и педагогические взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогательницу»: задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности».

  С. принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.

 

  Соч.: Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання творiв, т. 12, К., 1973; Соч., т. 12, М., 1973.

 

  Лит.: Эрн В. Ф., Г. С. Сковорода, М., 1912; Багалiй Д., Украiнський мандрований (философ Г. Сковорода, [Хар.], 1926; Попов П. М., Григорiй Сковорода, К., 1960; Редько М., Свiтогляд Г. С. Сковороди, Львiв, 1967; Беркович Е. С., Ставинська Р. А., Штраймиш Р. 1., Г. Сковорода. Бioбiблioграфiя, Хар., 1968; Hiженець А. М., На зламi двох свiтiв, Хар., 1970; Педагогiчнi iдеi Г. С. Сквороди. Сб. ст., К., 1972; Табачников И. А., Григорий Сковорода, М., 1972; Махновець Л., Григорiй Сковорода, К., 1972; Лощиц Ю. М., Сковорода, М., 1972.

  Ю. М. Лощиц.

 

 


Г. С. Сковорода.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ :

Сколекс
Сколекс (от греч. skolex — червяк), головка, передний отдел тела ленточных червей, или цестод, которым паразит прикрепляется к стенке кишечника хозяина. С. может быть снабжен различными ...

Сколем Туральф Альберт
Сколем, Скулем (Skolem) Туральф Альберт (23.5.1887, Сансвер, — 23.3.1963, Осло), норвежский математик, логик и философ. Окончил университет в Осло (1913), профессор там же (1938), член Н...

Сколии
Сколии (Scoliidae), семейство перепончатокрылых насекомых из подотряда жалящих. Около 420 видов, преимущественно в тропиках; в СССР — 42 вида. Крупные (сколия-гигант, обитающая в СССР, —...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!