Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Растрелли Варфоломей Варфоломеевич

Значение слова "Растрелли Варфоломей Варфоломеевич"

Растрелли (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) [1700, Париж (?), — 1771, Петербург], русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725—30. В 1730—63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732—33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736—40) и Митаве (ныне Елгава, 1738—40); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Р. к рус. архитектуре 1-й четверти 18 в. В зрелый период (1740—1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Р. под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Р. сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. — деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741—44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748—67 архитектором И. Ф. Мичуриным). В последней Р., творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь. В 1747—52 Р. работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Р. расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и «корпус под гербом», заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Р. характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период строительства дворцов М. И. Воронцова (1749—57) и С. Г. Строганова (1752—54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Р. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Р. необычайную пластичность. Р. широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Р. перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752—57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Р. — Смольный монастырь (1748—54) и Зимний дворец (1754—62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.

 

  Лит.: Виппер Б. Р., В. В. Растрелли, в книга: История русского искусства, т. 5, М., 1960; Денисов Ю., Петров А., Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л., 1963.


Курдонёр Летнего дворца в Петербурге (1741—44, арх. В. В. Растрелли; не сохранился). Рисунок М. И. Махаева. Русский музей. Ленинград.


Ленинград. Бывший дворец С. Г. Строганова. 1752—54. Архитектор В. В. Растрелли.


Растрелли В. В. Смольный монастырь в Ленинграде. 1748—54.


Андреевская церковь. 1748—67. По проекту архитектора В. В. Растрелли построена архитектором И. Ф. Мичуриным.


Парадная лестница Большого дворца в Петродворце. 1747—52. (Фото 1940).


В. В. Расстрелли. Портрет работы художника П. Ротари. 1750-е гг. Русский музей. Ленинград.


Фрагмент Большого зала Большого (Екатерининского) дворца в г. Пушкине. 1752—57.


Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752—57. Архитектор В. В. Растрелли. План.


Растрелли В. В. Дворец М. И. Воронцова в Ленинграде. 1749—57.


Барокко. В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин. Андреевский собор в Киеве. 1748—67.


В. В. Расстрелли. Модель Смольного монастыря. Середина 18 в. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР. Ленинград.


Растрелли В. В. Павильон Эрмитаж в г. Пушкине. 1743—54 (совместно с М. Г. Земцовым).


Дворцовая церковь в Петродворце. 1747—52.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ :

Растровые оптические системы
Растровые оптические системы, класс оптических систем, включающих растр, т. е. совокупность большого числа мелких оптических элементов (малых отверстий, линзочек, решёток, призм, зеркал ...

Растровый экран
Растровый экран, экран направленного светоотражения, используемый для нормальной кинопроекции, проекции диапозитивов и кинофильмов при дневном освещении, а также для стереоскопические пр...

Растяжение (мед.)
Растяжение, дисторсия (от лат. distortio — искривление, скручивание), повреждение мягких тканей (мышц, связок, сухожилий, нервов) под влиянием силы, растягивающей их, но не нарушающей ан...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!