Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Экраноплан

Значение слова "Экраноплан"

Экраноплан (от франц. écran — экран, щит и planer — парить, планировать), экранолёт, летательный аппарат, предназначенный для полёта вблизи поверхности Земли (обычно на высотах, равных 0,1—0,2 ширины крыла). По характеру образования аэродинамических сил Э. отличается от самолёта использованием близости опорной поверхности (т. н. «эффекта экрана»), а от судна на воздушной подушке (СВП) — набегающего потока воздуха (скоростного напора), а не давления воздуха, подаваемого специальным нагнетателем под днище СВП.

  Основные конструктивные особенности Э.: низкорасположенное крыло для увеличения влияния эффекта экрана; малое удлинение крыла (редко превышающее 1,5— 2) — для обеспечения безопасности полёта; концевые шайбы (или поплавки), расположенные с нижней стороны на концах крыльев, — для уменьшения перетекания воздуха из-под крыла (из зоны повышенного давления) наверх через концы крыла; высоко расположенное горизонтальное оперение, вынесенное за пределы влияния экрана и потока воздуха, отбрасываемого крылом,— для обеспечения продольной устойчивости Э.; стартовые устройства для снижения аэрогидродинамического сопротивления при разгоне Э. по воде или сопротивления трения опорных поверхностей при передвижении его по суше (щитки, закрылки, поворотные заслонки, гидролыжи, поддувные двигатели и др.). Основное достоинство Э. — высокое аэродинамическое качество, достигающее 20—25, что на 25—50% выше, чем у современных транспортных самолётов. Это позволяет увеличить полезный груз или уменьшить тягу двигателя, а следовательно, и расход топлива. Почти все построенные Э. рассчитаны на взлёт с воды (и посадку на воду); известны Э., предназначены для эксплуатации только над сушей и не обладающие необходимой плавучестью. Некоторые из созданных Э. могут летать за пределами влияния опорной поверхности (т. е. на высоте более 0,8—1 ширины крыла). Первый Э. был построен в 1935 финским инженером Т. Карио. К 1978 в Финляндии, Швеции, США, Японии, ФРГ, Великобритании и СССР построено около 30 небольших опытных Э. Их лётно-технические характеристики, как правило, невысоки: масса 0,3—4,3 т, суммарная мощность 1—2 двигателей 16—520 л. с., скорость полёта 22—250 км/ч, число пассажиров 1—6. Четыре из этих Э. — ЭСКА-1 (СССР), Х-112 (США), Х-113 и Х-114 (ФРГ) — способны летать за пределами влияния Земли (например, Х-113 на высоте до 800 м).

 

  Лит.: Белавин Н. И., Экранопланы, Л., 1977.

  Н. И. Белавин.

 


Экранолёт-амфибия ЭСКА-1.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ :

Эксальтадос
Эксальтадос (исп. exaltados, буквально — восторженные), испанская партия левых либералов, действовавшая во время революции 1820—23 (её приверженцев называли также новыми либералами или л...

Экс-ан-Прованс
Экс-ан-Прованс (Aix-en-Provence), город на Ю.-В. Франции, в департаменте Буш-дю-Рон. Древняя столица Прованса. 111 тыс. жит. (1975). Транспортный узел. Производство оборудования для вино...

Эксгумация
Эксгумация (позднелат. exhumatio, от лат. ех — из и humus — земля, почва), извлечение трупа из места захоронения. По советскому праву Э. производится по постановлению следователя с указа...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!