Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Даргомыжский Александр Сергеевич

Значение слова "Даргомыжский Александр Сергеевич"

Даргомыжский Александр Сергеевич [2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области, — 5(17).1.1869, Петербург], русский композитор. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 — начале 30-х гг. 19 вв. изданы первые сочинения Д. (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в его музыкальном развитии сыграла встреча с М. И. Глинкой (начало 1835). В 1837—41 Д. написал первую оперу — «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери», пост. 1847, Москва), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. создал ряд лучших романсов, в том числе «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир». Главное произведение Д. — опера «Русалка» (по одноименной драматической поэме Пушкина, пост. 1856, Петербург).

  С конца 50-х гг. широко развернулась музыкально-общественная деятельность Д. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием. «Могучая кучка»; участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже и «Будильника»).

  В 60-х гг. Д. обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах: «Баба-яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867). В 1864—65 совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844—1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 Д. начал работать над оперой «Каменный гость» (по Пушкину), поставив новаторскую задачу — написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, а инструментовал оперу Н. А. Римский-Корсаков (пост. 1872, Петербург).

  Д. вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве Д. нашли отражение тенденции критического реализма 40—60-х гг. 19 в. В ряде произведений (опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики Д. характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. В «Русалке», по словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской народности. Склонность к драматизации часто проявлялась у Д. и в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для Д. воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере «Каменный гость», основанной почти полностью на мелодизированном речитативе. Реалистическое новаторство Д., его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х гг. 19 в. М. П. Мусоргский, наиболее близкий Д. по направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.

 

  Соч.: Избр. письма, М., 1952.

 

  Лит.: А. С. Даргомыжский (1813—1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921; Серов А. Н., Русалка. Опера А. С. Даргомыжского, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. — Л., 1950; Пекелис М., Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке, М. — Л., 1951; его же, А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1966.

Ю. В. Келдыш.

 


А. С. Даргомыжский.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ :

Дарданеллы
Дарданеллы (Dardanelles), тур. Чанаккале-Богазы (Canakkale bogazi), древнегреч. Геллеспонт (Неllespontos, буквально — море Геллы), пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Мраморн...

Дарданелльская операция 1915
Дарданелльская операция 1915, Галлипольская операция, действия англо-французского флота и десантных войск 19 февраля 1915 — 9 января 1916 во время 1-й мировой войны с целью овладения Дар...

Дарданелльское сражение
Дарданелльское сражение 1807, морское сражение 10—11 (22—23) мая во время русско-турецкой войны 1806—12. Находившаяся в Средиземном море эскадра вице-адмирала Д. Н. Сенявина с 6 (18) мар...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!