Дальневосточная железная дорога, организована в 1959 на базе Амурской и Дальневосточной железной дороги. Управление — в г. Хабаровске. Д. ж. д. пролегает в основном по территории Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской обл., Еврейской АО и незначительно по территории Амурской обл. Дорога граничит с Забайкальской железной дорогой (станция Архара), а также с железными дорогами КНР и КНДР. Эксплуатационная длина её в современных границах (1970) 4300 км или 3,2% от протяжённости всей сети страны.
Основное направление дороги: Архара — Хабаровск, Барановский — Владивосток, построено в 1893—97. За годы Советской власти в районах Дальнего Востока построены линии: Манзовка — Турий Рог (1933), Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Манзовка — Варфоломеевка (1940), Барановский — Краскино, Надеждинская — Сучан — Сергеевка, Биробиджан — Ленинск и некоторые другие линии (1941), Комсомольск-на-Амуре (Пивань) — Советская Гавань (1947), Известковая — Ургал (1951) и её продолжение до Чегдомына (в 1958), что позволило освоить ряд угольных месторождений (Сучан, Ургал и др.), создать выходы к морским портам, начать освоение лесных богатств, месторождений железных и полиметаллических руд, способствовать развитию рыбной промышленности и т. д. Между станциями ж. д. Комсомольск-на-Амуре и Пивань поддерживается связь паромом, а зимой — по ледовой ж. д.
В состав Д. ж. д. в 1963 вошла бывшая Южно-Сахалинская ж. д., обслуживающая Сахалинскую обл. От остальной сети она изолирована, имеет узкую колею (1067 мм), проходит по восточному побережью от Корсакова до Тымовского и по западному от Шахты до Ильинска и по соединительной линии Южно-Сахалинск — Холмск (Полякове). В пунктах Владивосток, Находка, Посьет, Ванино, Корсаков, Невельск, Холмск, Поронайск дорога взаимодействует с морским транспортом, а в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске — с речным транспортом. Грузооборот Д. ж. д. в 1970 составил 2,1% от всей ж.-д. сети. Более 95% грузооборота осуществляется электро- и тепловозной тягой. В общем объёме грузооборота ввоз составляет 40% , вывоз 12% и местное сообщение 45%. Ввозит дорога металлы, уголь, некоторые строительные материалы, отдельные виды нефтепродуктов, продукцию машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности и частично хлебные грузы, вывозит в основном лесоматериалы, продукцию лесной промышленности, рыбу, консервы.
Общий пассажирооборот в 1970 составил 1,4% всей ж.-д. сети страны.
Г. С. Райхер.
Дальневосточная железная дорога. Схема.
Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978
Дальневосточная комиссия Дальневосточная комиссия (ДВК), международная комиссия, созданная для выработки согласованных решений, направленных на то, чтобы обеспечить выполнение Японией её обязательств по условиям...
Дальневосточная республика Дальневосточная республика (ДВР), демократическая республика в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в 1920— 1922, руководящую роль в которой играл рабочий класс во главе с компартией. С...
Дальневосточное бюро ЦК Дальневосточное бюро ЦК РКП(б), Дальбюро, специальный партийный орган, руководивший большевистскими организациями Дальнего Востока в условиях существования Дальневосточной республики (ДВ...