Дхатупараяна — особый род индийских лексикографических произведений, представляющих собой перечни санскритских корней. Из древних грамматических школ одна только индийская выработала подобные пособия для изучения языка, в европейской науке появившиеся лишь много веков спустя. Перечни эти важны и для современного языкознания, так как содержат иногда редкие, нигде более не встречающиеся санскритские корни. Дхатупараяна написаны частью прозой, частью эпическими двустишиями — шлоками; последнее затрудняло появление вставок. Издание: Westergaard, "Radices linguae Sanscritae" (Бонн, 18 4 1). В предисловии сведения о литературе предмета. См. также Zachariae, "Beitr ä ge zur indischen Lexicographie" (Берлин, 1883).
Дхатупатха — см. Дхатупараяна.
Дхаумья (Dhaumya) — автор одной из Дхармашастр (см.).
Дхоби (Dhobî) — индийская каста, занимающаяся стиркой белья. Даже самые бедные индусы не моют белья и платья, а отдают его в мытье Дхоби за известную плату.
Дхрува (Dhruva) — в индийской мифологии имя Полярной звезды, олицетворявшейся в виде одного из восьми второстепенных божеств, спутников Индры. В Пуранах ей отводится довольно много места: на ней покоятся семь больших светил, а от них зависят тучи, источник дождей, падающих для поддержания всего созданного. Обращаясь вокруг себя, Дхрува заставляет вертеться все светила. Раньше Дхрува был царевичем; обиженный предпочтением, которое отец его оказал его сводному брату, он решил добиться такого высокого положения, на котором его стал бы почитать весь мир. Посвятив себя служению Вишну, он наложил на себя строжайшую аскезу, за что в конце концов и был взят Вишну на небо, полярной звездой.
С. Б—ч.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Дхути => ДыбекДхути., Дхъяна., Дыба., Дыбек., ...
Дыбковский => ДывинДыбковский., Дыбовский., Дывин., ...
Дыгассинский => ДыдынскийДыгассинский., Дыдынский., ...