Доминанта — пятая ступень диатонической гаммы, наиболее выдающаяся после первой ступени или тоники. В диатонической гамме, распадающейся на два тетрахорда, тоникой начинается нижний тетрахорд, а доминантой — верхний. Доминанта отстоит от тоники, или первой ступени, на квинту вверх. Ступень, отстоящая от тоники на квинту вниз, называется субдоминантой; напр. в гамме до ступень соль будет Д., фа — субдоминанта.
Доминантаккорд (точнее, доминантсептаккорд) — септаккорд, построенный на доминанте мажорного или минорного лада, состоит из большой терции, чистой квинты и малой септимы, которые образуются между основным тоном и верхними нотами аккорда. Этот диссонирующий аккорд требует разрешения. Наиболее употребительно его разрешение в тоническое трезвучие. Д.-аккорд обозначается в басе цифрой 7. Д.-аккорд одного лада не встречается в других ладах, что составляет его характерную черту. Д.-аккорд — наиболее употребительный аккорд при модуляциях. Если в Д.-аккорде повышается или понижается квинта, он называется альтерированным аккордом. Д.-аккорд получил свое применение при итальянском композиторе Клавдии Монтеверде (1568—1643).
Н. С.
Доминантовое трезвучие — консонирующее трезвучие, построенное на доминанте, например соль — си — ре в ладу до. Состоит из большой терции и чистой квинты, которые образуются между основным тоном и верхними нотами аккорда. Д. трезвучие с повышенной квинтой, например соль — си — ре-диез, называется чрезмерным хроматическим Д. трезвучием. При переходе этого трезвучия в другой аккорд повышенная квинта должна идти на 1/2 тона вверх.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Домингес => ДоминикДомингес., Домингит., Доминик., ...
Доминика => Домино, верхняя одеждаДоминика., Доминикальные права., Доминис., Домино, верхняя одежда., ...
Домино, игра => Домицилированный вексельДомино, игра., Домит., Домитилла., Домиц., Домицилированный вексель., ...